Юлия Татуревич
Роль художественных произведений в формировании экологической культуры младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. Многочисленные комплексные исследования отечественных и зарубежных ученых, членов Римского клуба, ЮНЕСКО и других международных организаций свидетельствуют о том, что культура технократического общества, сыгравшая на определенном этапе положительную роль, исчерпала свои возможности, поставив человечество на грань экологической катастрофы. Осознание этого порождает насущную потребность поиска всеобщих, приемлемых для любого общества на Земле, механизмов регулирования социокультурных процессов.
Публикация «Роль художественных произведений в формировании экологической культуры младшего школьника» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Значительным событием международной жизни последнего десятилетия прошлого века стал «Высший форум Земли» по проблемам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Его участники из 179 стран, в том числе и России, сформулировали общую позицию планетарного общества - устойчивое развитие. В качестве необходимого условия реализации данной модели было названо формирование экологической культуры.
Цель исследования: формирование у младших школьников «целостной картины мира и осознание в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Непосредственно вопросам экологической культуры посвящены труды Э. В. Гирусова, С. Н. Глазачева, В. А. Кобылянского, Е. А. Когай, Д. С. Лихачева, Н. Н. Мамедова, Э. С. Маркаряна, Н. Н. Моисеева, И. Н. Ремизова и др. Благодаря работам этих авторов экологическое сознание стало неотъемлемой частью мироосмысления философской картины мира, но при этом достаточно дискуссионными оказываются понятие «экологическая культура», вопросы ее цели, структуры.
Как известно, существует два способа познания мира: научный и художественный. Научный способ познания – это осознание фактов, сведений, освоение информации, понятий и представлений. В результате научного познания передаются знания и умения. Художественный, или образный, способ познания мира — это переживание содержания, сопереживания персонажу, любования языком. Чтение художественной литературы способствует воспитанию чувств. На уроках природоведения младшие школьники читают произведения художественной литературы, научно-познавательные статьи. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев.
Образ природы - достояние конкретной культуры, причем в равной степени относительно того, что именно включается в «культурно значимую» природу, так и относительно ценностных аспектов и норм взаимодействия с природой. Поэтому встает проблема культурно обусловленной нормы и, соответственно, «нормы реакции» на состояния окружающей среды. На наш взгляд, обостренное переживание изменения состояния окружающей среды, принимающее в массовой ментальности форму экологического кризиса, имеет предпосылкой особое представление о развитии как «нормальном», бесконфликтном, бескризисном. Однако, с точки зрения современных системных подходов, всякое развитие неизбежно содержит особые критически-переломные этапы в становлении любого целого. Именно они продуктивны в плане дальнейшего развития как личности, так и биологических и культурных систем. Социум, не знающий актуализированного переживания кризисов, не имеет потенций к развитию.
Непосредственное восприятие явлении природы младшими школьниками и освоение ими художественных образов формирует образ мира, развитие которого имеет свою специфику, связанную с особенностями младших школьников. Ребенку данного возраста свойственны эмоциональность восприятия, «острота взгляда», «беспристрастность», «яркость впечатлений», интерес к внешнему виду объекта. Термин восприятие в психологической науке определяется как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Ученые, такие как М. Воюшина, Г. Первова, 3. Романовская, Г. Кудина, Н. Светловская и другие, выделили уровни и специфику восприятия, разработали структуру урока чтения (первичный синтез, анализ, вторичный синтез, методы работы с книгой и многое другое. Полноценное восприятие художественного произведения — это эстетически объемное восприятие основных компонентов содержания и формы текста, доступное читателю определенного возраста и развития (тема, проблема, образы, идеи, сюжет, жанр, композиция, язык). Начинающие читатели проходят такие ступени восприятия как фрагментарное, констатационное, обдумывающее или аналитическое и близкое к эстетическому.
Обратимся к практическому изучению восприятия художественных произведений младших школьников. Наивно-реалистическое отношение к литературе дошкольников сменяется более осмысленным отношением к текстам как предмету изучения в начальной школе. Именно с первого класса появляются новые способы восприятия художественных произведений.
Младшие школьники учатся называть тему и проблему произведения, характеризовать героев, их поступки, устанавливают причинно-следственные связи, выделяют композиционные части и языковые средства выразительности, формулируют идейные выводы.
Полноценное восприятие художественной литературы в условиях классно-урочной коллективной системы обучения можно обеспечить, если учитель будет методически правильно, поэтапно организовывать процесс чтения как общение с автором. Педагог сам должен учиться всесторонне, воспринимать текст и подготавливать учеников к его восприятию. Необходимо учитывать, что восприятие совершенствуется при перечитывании произведения и правильно выстроенной беседе, предполагающей сотворческий характер — собеседование читателей с автором произведения и учителем как квалифицированным читателем [2].
Эти и другие психологические черты свидетельствуют о возможности художественно-образного видения детьми окружающего мира.
Процесс познания окружающей среды и формирования адекватного образа мира является эмоциональным стимулом мысли, что особенно важно для детей младшего школьного возраста. Еще В. Сухомлинский отмечал, что «истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства. Как важно, чтобы первые научные истины ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений и труда» [3].
Итак, процесс обучения следует строить так, «… чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к дивной красоте природы».
Привлечение произведений художественной литературы к изучению природоведения обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся. Образная, яркая речь художественных текстов повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому восприятию учащихся. Произведения художественной литературы помогают наблюдать явления природы, подмечать в них закономерности. Однако из практики знаем, что одни отрывки из произведений художественной литературы заметно повышают познавательную активность учащихся, а другие не оказывают видимого воздействия на их учебную деятельность. Также произведения вызывают разную реакцию у детей и даже у одного и того же ученика на разных этапах этого развития. Поскольку внешнее всегда действует через совокупность внутренних условий, а внутренними условиями являются приобретенный опыт, настроение, состояние здоровья, сложившиеся у ребенка отношения к разным людям и к самому себе, поскольку совершенно невозможно дать учителю какой-либо общий рецепт педагогических воздействий. Это подчеркивает важность мысли, высказанной еще К. Ушинским, о том, что, если педагог хочет воспитывать ребенка во всех отношениях, он должен прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. Все это потому, что привлечение художественной литературы к изучению природоведения дает хороший педагогический эффект. Но эти произведения могут стать ценным учебно-дидактическим средством, если обладают художественной ценностью, изложение в них органически связано с темой урока, доступно учащимся начальных классов, если они имеют познавательное значение, что расширяет кругозор детей. Если материал зачитывается на уроке, то его объем должен быть небольшим.
Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А может, зачитав фрагмент из художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий к прочитанному. К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.
Для того, чтобы понять образную суть искусства при восприятии и анализе произведений, а также при обучении младших школьников литературному творчеству, рисованию, пению, необходимо вооружить детей теоретическими сведениями о выразительных средствах искусства. Нужно в доступной форме раскрыть детям особенности поэтического языка (сравнения, метафоры, олицетворении, познакомить с художественными средствами живописи (композицией, рисунком, линией, светом, цветом, музыкой (силой и высотой звука, мелодией, ритмом, темпом, тембром, показать, как и для чего создано то или другое произведение.
Поэтому, важная роль в этом деле принадлежит учителю, его умению организовывать процесс восприятия произведений художественной литературы. «Ведь воспринимать искусство - не означает просто смотреть и слушать, не означает даже воспринимать произведение так же, как мы воспринимаем и оцениваем все, что нас окружает. Восприятие искусства – особая работа души, напряженная работа чувства и мысли. По словам, звукам, линиям, цветовым пятнам нам предстоит создать художественную картину мира, как бы пройти встречный путь к авторскому замыслу» [3].
Образная система художественного произведения станет доступной младшим школьникам тогда, когда непосредственное восприятие активизирует воображение детей. В литературном произведении слово нужно перевести в картину, в изобразительном искусстве - «оживить», наполнить движением произведение, его детали. Очень важно понять душевное состояние поэта, писателя, художника. Воспитание художественного восприятия - это, прежде всего, развитие и совершенствование воспроизводящего воображения.
Будучи своеобразной формой отражения действительности, воображение помогает ребенку предвидеть будущее, возвращаться в прошлое и создавать порой фантастические образы. «Прежде чем научиться глубоко проникать в суть причинно-следственных связей явлений окружающего мира, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений. Эти упражнения являются видением предметов и явлений; ребенок видит живой образ в своем представлении. Видение реального предмета и создание фантастического образа в представлении - в этих двух ступеньках умственной деятельности нет никакого противоречия. Фантастический образ сказки воспринимается, мыслится ребенком и создается им же самим как яркая реальность. Создание фантастических образов - это самая благодарная почва, на которой развиваются буйные ростки мысли».
Систематическое общение младшего школьника с природой и использование художественных произведений в учебно-воспитательном процессе способствуют тому, что у ребенка формируется адекватный действительности образ мира и сказывается готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Выделяются эмоциональная готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, увлеченности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, «знакомые» мотивы поведения, деловые - возможность реализовать свои знания в различных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (ощущение сопереживания, сочувствия, интеллектуальные - определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры [1].
Организация процесса формирования экологической культуры младших школьников средствами художественной литературы — способствует расширению научного кругозора, воспитывает у детей эмоциональную культуру восприятия действительности и культуру поведения, раскрывает возможности освоения природного мира, приучает детей внимательно всматриваться и оценивать объекты природы, видеть эстетическую ценность и значение тех или иных явлений окружающей среды для духовной жизни человека. Эстетико-экологическое образование позволяет сформировать у детей определенные эмоции, представления, знания, понятия, убеждения и т. д., которые обогащают и развивают у каждого ребенка индивидуальный образ мира, который является неотъемлемой частью экологической культуры.
Литература
1. Лысенко Н. Использование наблюдений в работе по экологическому воспитанию школьников / Н, Лысенко // Педагогика. - 2013. - № 25 - 26. —44 с.
2. Первова Г. М Дискретное чтение как ведущий прием обучения творческому чтению на начальном этапе становления читателя // Начальная школа. 2011. №5. с. 35-39.
3. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / В. Сухомлинский // Избр. Произведения : В 5-ти т. 1987. – Т. 3. – с. 303.