Екатерина Филипова
Роль художественной литературы в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль художественной литературы в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.
Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, дети решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, чтение сказок, рассказов дети с сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.
В работе с дошкольниками используются литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки. Особое место среди них занимает сказка.
В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и обсуждая с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в другом, большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности.
Очень важно помнить про возрастные особенности детей. Ведь от этого зависит выбор произведений и их количество. Так, например, в младшей группе мы только начинаем говорить о безопасном поведении, поэтому такие произведения следует читать реже и давать меньшее количество материала. Также большое и сильно захватывающее детей произведение требует более длительной переработки, а небольшие стихи и рассказы можно читать чаще и в большем количестве. Знакомые детям произведения следует читать повторно.
В младшем дошкольном возрасте идет первичное ознакомление детей с правилами безопасного поведения в различных ситуациях и предлагаются такие произведения: «Колобок» в обработке Ушинского; «Волк и козлята» в обработке Л. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса» в обработке. М. Боголюбской, С. Маршак «Сказка об умном мышонке».
Сказка «Колобок» – учит детей не уходить из дома без сопровождения взрослых.
В сказке «Гуси – Лебеди» ребенок научится быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.
«Волк и семеро козлят» "Заюшкина избушка" научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.
«Кот, петух и лиса» если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.
При ознакомлении с правилами пожарной безопасности в произведениях:
К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом» дети понимают, что «спички детям - не игрушка».
В младшем дошкольном возрасте детям интересны стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст.
Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.
Ребенок, глядя на рисунки, воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
Художественная литература является одним из средств, благодаря которому формирование безопасного поведения детей является интересным и эффективным. Благодаря ей у ребенка развивается мышление и воображение, она даёт прекрасные образцы русского литературного языка, также обобщает эмоции ребенка. То, что взрослые пытаются донести до детского сознания в форме постоянных внушений, путем прямых указаний, советов, ребенок прекрасно усваивает с помощью художественного произведения