Приложение МААМ

Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОО

Удовикина Екатерина Анатольевна
Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Название статьи:

«Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОО»

Введение

Проводимые реформы образования в настоящее время направлены на повышение эффективности обучения дошкольников. К организации работы детского сада предъявлены новые требования. Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольной организации является важным условием совершенствования системы дошкольного образования. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

Актуальность

В условиях образовательных реформ особое значение в педагогическом образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Одним из успешных решений задач инновационной деятельности является профессиональный уровень, психологическая готовность участников к новым инновационным процессам. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Инновационные технологии:

-могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать;

-сочетают традиционные и нетрадиционные подходы к обучению.

Рассмотрим игровые технологии.

Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые: помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; помогают обобщать предметы по определенным признакам; учат ребенка отделять вымысел от реального; воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Цель инновационных игровых технологий: повысить значимость организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОО.

Задачи инновационных игровых технологий:

- дидактические (расширение кругозора, познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);

- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, самостоятельности, воли);

- формирующие (формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма);

-социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.).

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Целевые ориентации игровых технологий:

- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);

- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий); -самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности);

-социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.).

Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Функции игры:

• развлекательная (это основная функция - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

• коммуникативная: освоение диалектики общения;

• самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

• игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

• диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

• функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

• межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

• функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам. Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.

Инновационные игры:

• Интерактивные (направленные на формирование коммуникативных навыков)

• Конструктивные (новые виды конструкторов).

• Компьютерные.

• Квест (преодоление препятствий).

• Пазлы

• Бродилки

• слайд

• Игры-стратегии

• Игры-симуляторы

• Судоку (кросворды)

• Логические (головоломки, ребусы, маджонг)

• Развивающие (лото, домино)

• слайд

• Игры-раскраски

• Игры на интерактивном оборудовании.

• Он-лайн игры (в команде)

Игровые инновационные технологии в обучении и воспитании детей мы можем применить:

- как самостоятельную технологию;

- как элемент более обширной технологии;

- в качестве занятия или его части;

- как технологию культурно-досуговой деятельности.

При использовании инновационных игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОО необходимо соблюдать следующие условия:

•соответствие целям воспитательно-образовательного процесса;

•доступность для детей данного возраста;

•отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

•игровые технологии должны быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, творчества детей.

Этапы реализации инновационной игровой технологии:

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта

4. Диагностика внедряемой инновации.

Примеры использования инновационных игровых технологий воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые:

- помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

- помогают обобщать предметы по определенным признакам;

- учат ребенка отделять вымысел от реального;

- воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

-помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

Используя инновационные игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в ДОО. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Заключение

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Традиционные методы и подходы все меньше и меньше удовлетворяют требованиям современного ребенка и его родителей, и, как следствие, встает вопрос о необходимости создания и внедрения инновационных подходов в процессе воспитания и обучения.

Внедрение инновационных подходов в дошкольном образовании позволяет находить подход к каждому ребенку, выявлять его таланты и способности, способствует творческому развитию личности.

В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребенка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом сам ребенок становится активным и полноценным участником образовательного процесса.

Именно игровые технологии в развитии детей позволяют смоделировать для ребенка разные жизненные ситуации, в которых ему необходимо искать выход из конфликтных ситуаций без агрессии. Так же в играх есть возможность учиться разнообразию эмоций в восприятии различных моментов жизни.

Таким образом, необходимо работать над проблемой формирования у дошкольников умения взаимодействовать, а поможет нам в этом игра, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1. Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб, пособие / В. П. Арсентьева. — М. : ФОРУМ, 2009. — 144 с.

2. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1. Атемаскина. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

3. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013.

4. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений Игровые технологии занимают значительное место в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Они представляют собой часть педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОО
Опубликовано: 22 января 2025 в 10:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Удовикина Екатерина Анатольевна (УИ 2100150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД