Резида Белова
Роль дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. И чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова
Составила: воспитатель
Белова Резида Раисовна
Публикация «Роль дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы). Это могут быть отдельные компоненты в уголках, организованных в групповой комнате: папки с национальными костюмами и традиционными узорами татар, чуваш и русских, народные куклы в национальных костюмах, художественная литература, образцы росписи, бытовые предметы, альбомы с фотографиями города, села, природы, животным миром, растениями и др.
Учитывая особенности детского возраста, важным средством этнокультурного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Целесообразность использования дидактических игр при приобщении детей дошкольного возраста к культуре разных народов, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, в игровых действиях проявляют свое отношение к этим элементам.
Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку, ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы.
Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни.
Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой разных народов.
Система дидактических игр этнокультурного содержания, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов.
Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представления о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.
В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. Они могут быть включены в занятия или использоваться в индивидуальной работе с дошкольниками.
То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в сухом дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти.
Несложные по содержанию и способам выполнения дидактические игры дошкольники старшей и подготовительной к школе группы изготавливают сами под руководством педагога.
К дидактическим играм с этносодержанием предъявляются следующие требования:
• Содержанием дидактических игр является народное прикладное искусство народов Татарстана, Поволжья, а именно традиционные жилища, предметы домашнего обихода и утварь.
• Содержание игр подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
• Дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер.
• Содержание дидактических игр строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил игры.
• При изготовлении дидактических игр необходимо использовать не только картон и бумагу, но и традиционные поделочные материалы (бересту, замшу, кожу, мех).
• Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей.
• Дошкольники шести-семи лет активно включаются в процесс изготовления дидактических игр, к самодельным играм дети относятся более бережно и охотно участвуют в ролевых играх.
Я предлагаю вашему вниманию дидактические игры, в содержание которых вошли элементы объектов традиционного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства. Данный дидактический материал, может успешно применяться как один из доступных способов подачи детям познавательного этнографического материала.
«Наше село Габишево»
Цель игры: ознакомление детей с родным селом Габишево. За основу игры были взяты значимые здания, которые дети встречали на улицах города: здание культурно-спортивного центра, сельского совета, школы, детского сада, Габишевской амбулатории, аптеки, озеро Маховое…Фотографии и карточки необходимо распечатать в цвете и за ламинировать.
Также есть у нас игра «Собери пазлы» с видом Казанского Кремля
«Встречаем и угощаем гостей»
Дидактическая задача : закреплять знания детей о традиционной народной культуре; дифференцировать представления о различных этнических общностях, о правилах национального этикета; воспитывать культуру общения.
Игровые действия: в зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.
Материалы: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд.
«Угадай, откуда я приехал»
Дидактическая задача : закрепить и расширить знания детей о разных народах.
Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.
Игровое действие: появление детей в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», о главных достопримечательностях, о национальных героях; ответы на вопросы детей, принимающих гостей.
Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.
«Кто знает больше "волшебных" слов по-…»
Дидактическая задача : закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.
Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг - по-русски, второй - по-татарски, третий дети какой национальности ходят в группу.
«Магазин одежды»
Дидактическая задача : учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (тюбетейка, сарафан, сапоги и т. д.) и цветовой окраске; соотносить костюм с национальным праздником (Сабантуй, Масленица); воспитывать интерес к народной культуре.
Игровые действия: дети-покупатели по карточкам (по предметам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей-продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются.
Материалы: карточки (предметы)с изображением деталей национальных костюмов.
«Одень куклу»
Дидактические задачи : продолжать воспитывать детей в этнокультурной среде; закреплять знания детей о русском национальном костюме; учить различать элементы русского национального костюма; развивать у детей эстетический вкус, воображение. Развивать у детей интерес к мордовской национальной культуре; воспитывать интерес к истории мордовского костюма, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал: набор бумажных кукол, комплекты национальной одежды
Игровые правила: в игре может принять участие один ребенок или группа детей. Детям предлагается набор бумажных кукол и комплекты национальной одежды.
«Угадай и расскажи»
Дидактические задачи : закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно - прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
«Предметное лото» (для старшего дошкольного возраста)
Цель игры: закреплять знания детей предметов быта русского народа, развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю.
«Сказка-загадка»
Дидактическая задача : закрепить знание детей о народных сказках (о сказках татарских писателей); воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт (или иллюстрацию, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.
«Выложи орнамент»
Цель: закрепить знания детей об элементах национального костюма (тюбетейка, калфак, ичиги, туфли, фартук и другие). Учить, с помощью цветных шаблонов составлять, собственные композиции на формах, воспитывать чувство ритма, цвета, композиции, развивать творческое воображение.
Игровое действие: помочь мальчику и девочке, у которых на одежде пропали узоры.
«Четвертый лишний», цель: закрепить знания детей элементов одежды, учить, правильно классифицировать предметы по внешнему виду и назначению, определять и описывать предмет, отличающийся от других.
«Найди и назови»
Цель игры: Учить детей находить и называть элементы татарского орнамента: тюльпан, колокольчик, лист, составлять из них пары. Обогащать словарь детей, названиями татарского национального орнамента. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к искусству татарского народа.
«Найди пару»
Дидактические задачи : закреплять знания детей об элементах татарского орнамента, воспитывать внимательность, учить моделировать, развивать логическое мышление.
Цель игры: развитие у ребенка внимания, наблюдательности, логического мышления. Учить находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов татарского орнамента.
Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Эта пластинка разделена на две части, набор домино включает 28 пластинок.
Цель игры: развитие у ребенка внимания, наблюдательности, логического мышления. Учить находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов татарского орнамента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры являются эффективным средством приобщения детей к национальным традициям. Играя в эти игры, дети как бы сами погружаются в эту атмосферу чужой культуры, атмосферу нового, интересного, ранее незнакомого им. Они с большим желанием начинают интересоваться другими народами, стараются узнать больше о своей культуре, сравнивают, чем одни народы похожи друг на друга, чем отличаются. В своей обыденной жизни начинают использовать эти знания: играют в народные игры; по мотивам сказок разных народов начинают рисовать, украшают рисунки традиционными узорами и в своем рассказе по рисунку это отмечают. У детей формируются толерантные отношения, положительные представления и отзывы о других людях. И хочется надеяться, что в будущем эти представления, отзывчивость, так и останутся у них на всю жизнь.
Желаю всем удачи и творческих успехов!