Галина Грачёва
Роль музыкально-дидактических игр в жизни детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной музыкальной деятельности, когда по желанию и инициативе самих детей возникают игры с пением, сюжетно-ролевые и музыкально-дидактические игры.
Публикация «Роль музыкально-дидактических игр в жизни детей,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Во всех возрастных группах оформлены музыкальные зоны. В этом большую помощь оказали родители. Они сделали музыкальные лесенки, фланелеграфы, ширмы, персонажи кукольного театра. Выполнение таких поручений делает родителей активными участниками жизни детей в детском саду.
Работа с детьми проводится комплексно, поэтапно от группы к группе на занятиях и в свободное время. В младшей и средних группах большое значение уделяется развитию звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма у детей.
В начале для выполнения этой задачи музыкально-дидактические игры разучиваем на занятии, закрепляем на 3-4 занятиях с усложнением, а потом воспитатели проводят такие игры в свободное время.
Так для игры «Птица и птенчики» сначала нужно показать детям картинку из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной.
Дети поют высоким голосом за птенчиков, а воспитатель поёт за маму. Затем дети делятся на две подгруппы: птицы и птенчики. Воспитатель поё т: «Чик-чирик» /до/ - летают большие птицы, поют низкими голосами. Воспитатель поёт высоким голосом /до/ - летают птенчики, поют высокими голосами. После пения воспитатель говорит «Кш, полетели домой!» Ребята бегут на свои места. Затем в игру вносится усложнение:
на пано изображено дерево, под ним трава, для всех детей нарисованы картинки с большими и маленькими птицами, наклеенными на фланелеграфе с обратной стороны. Воспитатель рассказывает «Наступила весна. Яркое тёплое солнышко. В саду растаял снег, выросла травка, на дереве распустились зелёные листочки. К дереву прилетело очень много птиц - больших и маленьких. Стали они тут жить. /Дети берут карточки. / Послушайте, каких птичек я позову: «Чик-чирик» - пою низким голосом. Дети, у которых на картинке большие птицы, ставят карточки под дерево на траву и поют низкими голосами. Позвали большие птицы своих птенчиков, прилетели птенчики и запели» /Дети, у которых на карточках птенчики, подбегают, поют высоким голосом «Чик-чирик» и сажают своих птенчиков на дерево. / Все дети справляются с этим заданием и играют очень охотно.
Для развития тембрового слуха используем игры «Узнай по голосу», «Угадай музыкальную игрушку», «Наш оркестр», в которых в гости к детям приходят кукольные персонажи: медведь с бубном, барабаном, петрушка с погремушкой, дудочкой. Ребята радуются, когда к кому-нибудь из них обращается петрушка или мишка: «Молодец, угадал, что я играю на дудочке».
Развитию ритмического слуха помогают игры: «Кто как бегает?», «Кто как идёт?», «Что делает кукла?». Все эти игры разучиваются на занятиях, а затем проводятся в свободное время, ведь результативность обучения достигается только тогда, когда воспитатели помогают закрепить знания, полученные детьми на занятиях. Так совместная работа даёт положительные результаты в усвоении детьми требований программы.
В старшей группе продолжается работа, начатая в младшей и средней группах. Дети знакомятся с играми «Бубенчики», «Три поросёнка», «Телефон», развивающие звуковысотный слух детей. При проведении игр обращаем внимание на то, чтобы ребёнок, следуя образцу взрослого или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества. Например, в игре «Садовник» раздаём детям карточки с изображением цветов /роза, ромашка, василёк и т. д. /, выбираем ребёнка-садовника, которому даё м задание - придумать мелодию на слова:
Я садовником родился
И с цветами подружился,
Я набрал большой букет,
Только в том букете нет. /ромашки/.
Ребёнок, у которого ромашка пропевает: «Я здесь!» Ведущий-садовник узнает по голосу, кто пел, и забирает цветок в свой букет. Первое время мелодии получаются неинтересными, приходится предлагать несколько вариантов. Затем дети проявляют инициативу, стараются пропевать уже свою мелодию. Их творчество заслуживает одобрение со стороны взрослых. В группе есть ширмы и персонажи кукольного театра. Воспитатели групп учат детей владеть куклами. Сразу начинается игра, в ходе которой складываются дружеские отношения между детьми, проявляются черты характера. С помощью музыкально-дидактических игр учим детей воспроизводить ритмические рисунки, сопоставлять тембры голосов и инструментов, вслушиваться в звуки, различать их по высоте, проявлять творчество в пении, движениях.
В музыкально-дидактических играх особенно ярко проявляют себя музыкальные дети, они всегда бывают хорошими организаторами, чувствуют, что способны заинтересовать, порадовать окружающих. В свободное от занятий время эти ребята организуют различные музыкально-дидактические игры, берут на себя главные роли. Так, в игре «День рождения» воспитатель предложил имениннику подарить диск с любимой песней, купленный в магазине. От исполнителя роли продавца зависит, возьмут ли у него этот диск или попросят другой, т. е. требуется чистота звучания, соблюдение оттенков в пении. Поэтому роль продавца берёт на себя Полина С., умеющая петь чисто и выразительно. Ёще можно предложить «продать» и музыкальные инструменты. Это позволит организовать игру «Оркестр», в которой дети будут упражняться в развитии тембрового и мелодического слуха, музыкальной памяти.
Для развития песенного творчества сделали музыкальное лото «Сочини песенку». Нарисовали на карточках по три картинки, на маленьких карточках-дубликатах с обратной стороны написали слова потешек и стихов:
Мой конёк скок да скок. Ну-ка пой, петушок.
Поскачи-ка на мосток. Золотой гребешок.
Сначала в эту игру играют с воспитателем, затем дети, умеющие читать, становятся ведущими, читают текст, а ребята, у которых такие же картинки, придумывают и пропевают мелодии на эти слова.
Для развития самостоятельности в движениях используем игры «Что делают дети», «Кто лучше придумает пляску». Раздаём карточки, на которых дети танцуют, шагают, качают куклу. Сначала играем в эту игру на занятии под музыку, потом предлагаем придумать свои мелодии: плясовую, маршевую, колыбельную. Как продолжение проведённой в группе игры «Кто лучше придумает пляску» даём детям задание придумать дома весёлые танцевальные движения, чтобы из них на занятии составить танец. Придя утром в детский сад, в группе дети устраивают соревнование «Кто больше и лучше придумает движений». Вместе с воспитателями группы стараемся поддерживать творчество детей, учим не подражать товарищам, а вспоминать плясовые движения.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, выполнением творческих заданий.
Музыкально-дидактические игры развивают у ребёнка стремление к собственному творчеству, способствуют более интересному и содержательному проведению досуга, воспитывают любовь к музыке.