Светлана Фурштакова
Роль дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками.
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность с дошкольниками осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.
Однако не достаточно предложить детям какую либо деятельность, необходимо позаботиться, чтобы она имела отношение к интересам, потребностям, проблемам ребенка.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет место в образовательной деятельности с дошкольниками.
Публикация «Роль дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками,» размещена в разделах
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.
Такой вид игр используется во всех образовательных областях. Мыслительная деятельность детей протекает на наглядном, конкретном материале, решаются задачи каждого направления развития. Наиболее лучший результат достигается если наглядные пособия изготавливаются своими руками вместе с детьми.
Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Кукла Маша, Петрушка, Маленький человечек и другие.
Самые любимые детьми занятия, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия в форме Квест. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Например: занятие по математике: «Ребята, мы отправляемся в сказочную страну «Королева математики», где по ходу занятия детям предлагаются различные задания, можно использовать игры : «Найди цифру», «Покажи Незнайке цифру», «Сколько получится, если сложить», «Какая цифра находится слева», «Помоги Незнайке сравнить фигуры», «Танграм», «Сложи фигуру», «Найди пару», дети закрепляют счет, геометрические фигуры и с удовольствием выполняют физические упражнения;
Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру более увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка.
Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в обычное упражнение.
Загадывание загадок, головоломок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.
Организуя сюжетные игры занятия: «Магазин», «Салон красоты», «Кафе», «Моряки», «Больница» и другие. В таких играх усваиваются моральные и нравственные ценности, развиваются чувство сопереживания, эмоциональной отзывчивости, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Педагог занимает позицию партнера, просит ребенка пояснить смысл действий, тем самым побуждает к ролевой речи, как диалогической, так и монологической.
В сюжетных играх развивается воображение, способность ориентироваться в смыслах человеческой деятельности, способность понимать другого.
Такие игры могут организовываться на занятиях познавательного и речевого развития - целью игры занятия становится не только закрепление полученной ранее информации о предметах окружающего мира, способах действия с ними, но и знакомство с определенными речевыми оборотами, образованием новых слов.
Возможно применение на занятиях по математике – закрепление счета, знание монет, геометрических тел и фигур («Магазин», «Кафе», «Стройка» и т. п.)
Подвижную игру так же можно использовать в образовательной деятельности
по всем направлениям развития.
В физическом развитии дополнительно можно реализовать задачи других образовательных областей. В таких играх реализуются задачи развития речи и ознакомления с окружающим, одновременно закрепляются основные виды движения.
Речевое развитие – игра с мячом - «Я знаю пять названий цветов», «Придумай слово на букву».
обогащается активный словарь, закрепляются названия цветов, растений, животных, предметов, звуков, владение речью как средством общения
Познавательное развитие – игры соревнования - выполнение задания в движении «Кто больше принесет.», с использованием предметных картинок на любую тематику, «1, 2, 3 в домик беги» формируются представления о форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.