Зинаида Киселева
Роль дидактических игр в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Большое влияние на развитие речи детей, оказывают игры. Огромное значение в педагогическом процессе для детей с задержкой речевого развития занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение, а затем и называние цвета, формы величины. В ходе дидактических игр развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребёнок должен ответить тогда, когда спрашивают).
Существует три вида дидактических игр :
Игры с предметами или игрушками
Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление
Разноцветный сундучок.
Цель: Учить детей называть предметы
Ход:
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.
Волшебный кубик
Цель: Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.
Ход:
Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит
«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт, и произнести соответствующий звук (У-у-у).
Словесные игры;
Они построены на словах и действиях играющих. такие игры служат средством развития памяти, внимания, связанной диалогической речи. Воспитание правильного звукопроизношения.
У кого какая шубка.
Цель: Учить детей вычленять характерные особенности животных и птиц.
Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев.
Настольно –печатные.
Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.
1. Подбор картинок по парам.
Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.
2. Разрезные картинки и кубики.
Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.
При проведении дидактической игры с детьми раннего возраста воспитатель объясняет по ходу правило игры,
При этом воспитатель помнит о том, что его речь должна быть яркой, образной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует проявлять к своим жестам. Малыш очень чутко реагирует на выражение лица, мимику, улыбку воспитателя. Это надо учитывать и при чтении художественной литературы.
Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре : обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно.
Подводя итоги игры с детьми раннего возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно, убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких детей создавать интерес к новым играм.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые находились в чудесном мешочке, о которых рассказывали дети во время игры.