Татьяна Анатольевна Мухина
Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«. Дайте же детям играть,
пока игра их радует, влечет к себе
и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е. А. Покровский
Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.
Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению.
Публикация «Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Нами была разработана система работы по художественно-эстетическому развитию
1. Создание условий для художественно-эстетического развития
2. Разработка серии дидактических игр
3. Взаимодействие со специалистами и родителями.
Наша работа по использованию дидактических игр состояла из следующих этапов: они представлены на слайде
1. Введение дидактических игр по художественно-эстетическому развитию.
2. Создание психолого-педагогических условий, закрепления полученных навыков в играх.
3. Создание условий для обобщения умений, навыков в изобразительной деятельности и перенос их в самостоятельную деятельность детей.
Составляя перспективный план распределили материал по видам изобразительного искусства.
1. Ознакомление с живописью.
-Ознакомление с натюрмортом.
-Ознакомление с пейзажем.
-Ознакомление с портретом.
2. Ознакомление с декоративно- прикладным искусством.
(хохломская, филимоновская, городецкая, дымковская)
3. Сказочно- былинный жанр.
4. Архитектура.
Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основные вида:
1. Игры с предметами;
2. Настольно – печатные игры;
3. Словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами в своей работе я использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Например, «Черепашка», «Мозаика», «Весёлые замочки», «Собери матрёшек», «Найди свой цветок», «Цветочная поляна» и др.
В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.
1. Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и другие. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».
2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.
3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).
4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».
5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне
6. Игры для ознакомления с жанровой живописью, например, «Жанры живописи», «Собери (пейзаж, натюрморт, портрет).
7. Игры по декоративно -прикладному искусству «Продолжи узор», «Художественный салон», «Укрась фартук»
8. Игры направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов «Чьи картины?».
9. Игры направленные на знание искусствоведческих терминов «Изословарь», «Натюрморт, портрет, пейзаж», фланелеграф «Составь натюрморт»
10. Практические игры могут быть направлены на развитие глазоручной координации, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, но все они предполагают работу с изобразительными материалами. «Дорисуй», «Чего не хватает», «Нарисуй симметричный узор», «Соедини по точкам». К практическим играм относятся ребусы и кроссворды.
11. Игры на развитие эмоциональной сферы «Зеркальце», «3медведя»
12. Схемы и модели
2. Словесные игры.
Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.
В своей работе я использую такие игры :
«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит. д.).
«Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).
«Что это такое?»- я называю растение или животное, дети - общую группу, к которой они относятся.
После каждой дидактической игры, детские работы оцениваются взрослым или самими детьми. Таким образом, развивается умение детей давать эмоционально-эстетическую оценку работам, выполненными самими детьми (своей собственной и других детей).
Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.
Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда.