Татьяна Борисовна Гулько
Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании с использованием ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании с использованием технологий ТРИЗ»
Проект разработан воспитателем
Гулько Татьяной Борисовной
У каждого века вечность вопрошает:
Что же совершится в будущем с природой.
Актуальность:
Публикация «Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании с использованием ТРИЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Не понаслышке мы знаем о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха.
Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.
Проблема:
У дошкольников отсутствует понятие самоценности природы и осознание экологической взаимозависимости в окружающем мире
Цель:
-формировать понятия о самоценности природы;
-выработать у детей понятие к осознанию экологической взаимозависимости в окружающем мире ;
-показать детям, что окружающий их мир познаваем, что все явления природы могут быть научно объяснены.
Задачи:
-вырабатывать у детей понятия и осознание экологической взаимозависимости в окружающем мире;
-формировать понятие о самоценности природы и осознание ребенком себя как части природы, понимание своей роли в окружающем мире;
-формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
-развитие гуманного отношения к живым существам : развивать эмоции, способность удивляться, сопереживать, сочувствовать, заботиться, ощущать красоту окружающего мира;
-развитие любознательности, поисковых качеств, творческого потенциала, воображения и фантазии ребенка.
Вид проекта: долгосрочный, исследовательский.
Сроки реализации: с 01.09.2013г. по 31.05.2014г.
Участники проекта: дети, педагогический коллектив, родители.
Необходимые материалы:
-текстовые, иллюстрационные и демонстрационные материалы;
Ожидаемый результат:
-умение устанавливать связи между состоянием живых существ, средой обитания и потребностями, пользоваться и заботливо относится к ней, эмоционально отзываться на красоту природы;
Предполагаемый продукт проекта:
-родительское собрание (совместно с детьми)
«мир вокруг глазами ребенка»;
-составление газеты «земля наш общий дом»
-открытое занятие «путешествие в лес»
-экологическая тропа в детском саду
-проведение праздника «хоровод лесных растений»
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
- анкетирование дошкольников по основам экологической культуры;
-создание экологической среды в группе : разработка перспективного плана игр по экологическому воспитанию основанные на ТРИЗ;
-перспективный план экспериментов с использованием методов и приемов ТРИЗ.
-отобрала некоторые методы и приемы и предлагаю учить детей решать экологические задачи с помощью ТРИЗовских приемов – приемов выявления и разрешения экологических противоречий. Чем такое решение эффективней? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить саму суть: проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу, так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего мира, его «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе.
2. Содержательный:
-консультации для родителей: «Приобщение детей к природе».
-памятки для родителей : «Правила поведения в природе»,
«Земля наш общий дом» ,
«Забота о братьях наших меньших».
-создание экологической тропы на территории детского сада;
-цикл НОД.
3. Аналитический:
-определение результата практической деятельности;
-подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Этапы проекта согласно образовательным областям:
2.1. Познавательное развитие :
-занятия «Путешествие в лес»,
«Путешествие в мир природы»
-загадки, приметы, пословицы о природе.
-дидактические игры «Раньше-позже»,
«Грибные сказки»,
«Природные связи»,
«Разные дома».
-экспериментирование: «летает-не летает»,
«размер капли»,
«три состояния воды»(ММЧ,
«дыхание листа».
-наблюдения: «сезонные явления природы»(ММЧ, символическая аналогия,
«вода, снег, лед»(прямая аналогия, ММЧ, метод гирлянд и ассоциации). «прорастающие луковицы»(символическая аналогия, мозговой штурм,
«ветка в воде»(ММЧ, мозговой штурм).
2.2. Речевое развитие :
-экологические рассказ-задачи : «Рябчик-невидимка»,
«Деревья в жаркую погоду»,
«Про рябину»,
«Беседа в лесу»;
-логические задачи по экологии
Я сорвал цветок,
И он завял,
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе
Можно только сердцем – как это?
-составление сравнительных рассказов;
-разучивание пословиц и поговорок о природе.
2.3. Художественно-эстетическое развитие :
-рассматривание иллюстраций книг, фотографий;
-чтение стихотворений и рассказов о природе;
-совместное изготовление поделок взрослого и ребенка из природного материала;
-прослушивание и разучивание песен;
2.4. Физическое развитие.
-подвижные игры с элементами имитации:
«хоровод лесных растений»,
«погода»,
«сова»,
«в зоопарке»,
«мир птиц».
-физ. минутки (расскажи стихи руками) :
«станем мы деревьями»;
«цветик-колокольчик»;
«заботливое солнышко»;
«дождевые червячки».
ВЫВОД:
В результате проделанной работы дети знают основные признаки животного, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и потребностями. Бережно, заботливо относятся к природе, готовы оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально отзывчивые на красоту природы. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленениях, работе по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.