Екатерина Третьякова
Педсовет «Роль наблюдений, экскурсий и походов в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Рассмотреть разнообразные формы работы с детьми по экологическому воспитанию.
Предварительная работа:
1. Семинар – практикум «Организация наблюдений за объектами живой и неживой природы».
2. Семинар – практикум «Компетентность в сфере экологии».
3. Разработать положение о смотре – конкурсе.
4. Открытые мероприятия «Организация наблюдений на прогулке» (2 младшая и старшая группы).
5. Смотр – конкурс календарей природы.
Публикация «Педсовет „Роль наблюдений, экскурсий и походов в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Материал: знаки, мультимедийный проектор, туесок с вопросами, вопросы, реквизит к проведению экскурсий.
Подготовка к педсовету :
1. Подобрать вопросы для теоретической части.
2. Изготовить знаки.
3. Разработать сборник материалов «Путешествие в природу»
4. Подготовка презентаций, творческих игр.
Повестка:
• Вступительное слово.
• Теоретическая часть – «Экологические заморочки».
• Информационная часть – «Технология проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста» (мультимедийная презентация).
• Практическая часть - представление разработок экскурсий и походов в природу с детьми дошкольного возраста в разное время года.
• Аналитическая часть - анализ наблюдений на прогулках за объектами природы, результаты смотра – конкурса.
Регламент работы:
1. Вступительное слово – 2 мин.
2. Теоретическая часть – 20 – 25 мин.
3. Информационная часть – 10 мин.
4. Практическая часть – 40 – 45 мин.
5. Аналитическая часть – 10 -15 мин.
6. Проект решения – 2 мин.
Вступительное слово - старший воспитатель.
Экологическое образование подрастающего поколения, формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и грамотности – одна из актуальных проблем современности.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью и многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают главного. В задачи воспитателя входит научить их не только смотреть, но и видеть, какие изменения происходят в природе в разное время года.
Особая роль в процессе знакомства детей с природой принадлежит наблюдениям, экскурсиям, походам – одной из форм обучения и воспитания в дошкольном учреждении. Ценность таких форм работы с детьми заключается в том, что дети имеют возможность в естественной обстановке наблюдать явления природы и сезонные изменения. При этом следует помнить, что они требуют тщательной подготовки и педагога и воспитанников.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, т. к. он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать многие положительные качества личности, такие как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.
1. Теоретическая часть – старший воспитатель, воспитатель по познавательному развитию.
o «Экологические заморочки» (туесок с вопросами)
Педагогам предлагается достать вопрос, дать на него ответ, оценка ответа проводится с помощью цветовых знаков.
Зелёный цвет – вопрос раскрыт.
Жёлтый цвет – вопрос требует дополнения.
Красный цвет – вопрос не раскрыт.
Вопросы:
• Экскурсия – это : занятие, прогулка или развлечение? Почему вы так считаете?
• Назовите виды экскурсий в природу.
• Содержание. Структура экскурсий.
• Продолжительность экскурсий в соответствии с возрастом детей.
• Подготовка детей к экскурсии.
• Чем отличается оборудование для экскурсий на луг, к водоёму, в лес?
• Какую работу можно организовать после экскурсии?
• В чём заключается основная часть экскурсии?
• Инструкция по охране жизни и здоровья детей при проведении экскурсий.
• Чем отличаются экскурсии от походов?
• Какие природоохранные акции можно провести во время похода или экскурсии?
• Периодичность проведения экскурсий в одно и то же место.
• Методы активизации детей на экскурсии.
• Правила сбора природоведческого материала.
• Какие дидактические игры можно использовать на экскурсиях?
• Требования к проведению наблюдений.
• Значение экскурсий.
• Продолжительность проведения наблюдения.
• Проанализируйте высказывание: «На экскурсии говори только то, что можешь показать»?
2. Информационная часть
Технология проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста
(мультимедийная презентация) – воспитатель по познавательному развитию
- задачи экскурсий :
• Стимуляция устойчивого познавательного интереса к объектам природы;
• Развитие способности выражать свои эмоции и чувства при взаимодействии с природными объектами;
• Закрепление правил взаимодействия с природными объектами;
• Формирование у детей потребности практического созидания и оказания помощи природным объектам.
- этапы проведения экскурсий, формы и методы их проведения:
• подготовительный
- подготовительные беседы;
- постановка проблемных вопросов;
- создание ситуаций;
- игры-тренинги;
• основной – проведение экскурсии
- наблюдения;
- логические задачи;
- дидактические игры;
- акции;
- игры-тренинги;
• заключительный
- творческие задания;
- составление книги сказок;
- составление коллективного коллажа;
- конструирование макета экологической системы из бросового и природного материала;
- составление карты - схемы с обитателями животного и растительного мира экологического сообщества, изображением маршрута;
- пополнить коллекции, гербарии.
3. Практическая часть
Представление разработок экскурсий и походов в природу с детьми дошкольного возраста в разное время года.
o На водоём – мультимедийная презентация (младший возраст, иммитация экскурсии на водоём в форме игры с педагогами (старший возраст) – воспитатели.
o На луг – фрагмент экскурсии (игры с детьми на лугу) – воспитатели.
o В лес - творческая игра с педагогами (младший возраст, мультимедийная презентация экскурсии в лес (старший возраст) – воспитатели.
o Мультимедийная презентация похода в природу с детьми старшего дошкольного возраста – воспитатель по познавательному развитию, инструктор по физической культуре.
o Представление сборника материалов по сопровождению экскурсий и походов с детьми (художественное слово; загадки; пальчиковые, подвижные игры; песни; хороводы) – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
4. Аналитическая часть
• анализ наблюдений на прогулках за объектами природы - старший воспитатель
(2 младшая группа, старшая группа)
o Оправдана ли форма организации наблюдения на прогулке?
- приёмы руководства наблюдением с учётом возраста, доступности и конкретности.
- чёткость постановки цели, вопросов.
- использование анализаторов для полного восприятия детьми природы.
- экологическая грамотность педагога.
o Отношение детей к проводимому наблюдению?
- могут ли дети делать выводы в соответствии с возрастом.
- активизация детей с помощью игровых приёмов.
- продолжительность наблюдения в соответствии с возрастом.
• Результаты смотра – конкурса календарей природы
Проект решения:
- Совершенствовать формы работы по экологическому воспитанию дошкольников.
- Установить взаимодействие специалистов и воспитателей по данной теме.
- Использовать в работе с детьми материалы представленные педагогами.
- Объявить благодарность педагогам по результатам смотра – конкурса.