МААМ-картинки

Проект «Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка»

Вера Оксина
Проект «Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной ситуации общества. Одним из таких путей является дидактическая игра.

Публикация «Проект „Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка“» размещена в разделах

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель-играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой воспитания. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Актуальность

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.

Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.

Моя практика по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Некоторые дети отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых. Поэтому, я сочла необходимым развивать операции мышления именно с возраста 3 лет.

Классики русской педагоги уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.

Тип проекта:

• практико – ориентированный

• долгосрочный

• групповой

Участники проекта:

• Воспитатель;

• Дети средней группы

• Родители

Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение проекта

• Программа «Детство» под ред. В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой.

• «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л. П. Корпушина, Е. Н. Коркина и др.

• Игровые «центры» оснащенные дидактическим комплексом В. В. Воскобовича.

• Методический инструментарий (картотека дидактических игр В. В. Воскобовича, конспекты совместной.

• Уровень овладения игровой деятельностью - дидактической игрой. (Мониторинг в детском саду. научно – методическое пособие. СПб. : Издательство «Детство - пресс», 2011- 592 с.).

1. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии и т. д.)

2. Изготовление атрибутов

3. Видеосъемка

Проблема:

- Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.

- Недостаточный уровень развития операций мышления у детей: классификации, анализа, синтеза, абстрогирования, способности к аналогии, системности мышления.

Обоснование проблемы:

1. Неумение и нежелание детей младшего и среднего дошкольного возраста играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.

2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.

Цель:

- Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.

- Развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить роль дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.

2. Формировать у детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.

3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Приучать детей к умственному труду.

Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития операций мышления.

Выполнение проекта:

В конце проекта проведу диагностическое наблюдение «Использования дидактических настольных игр детьми в самостоятельной деятельности».

Предполагаемые итоги реализации проекта (гипотеза):

Роль дидактических игр в познавательной деятельности детей будет значимой, если педагогическая работа по их использованию будет носить целенаправленный и планомерный характер.

Реализация проекта

Подготовительный этап.

Задачи: изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.

- Подбор и изучение литературы по теме проекта;

- Создание каталога игр;

- Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности.

Основной этап

Задачи: проведение работы с детьми, родителями детей средней группы.

Работа с детьми: подбор игр по разным образовательным областям.

Работа с детьми.

Социализация:

Д\и «Найди ошибку»

Д\и «Кто больше вспомнит»

Д\и «Чудесный мешочек»

Д\и «Узнай и назови»

Д\и «Четвертый лишний»

Д\и «Игра в слова»

Д\и «Воздух, земля, вода»

Д\и «Кому что нужно»

Д\и «Узнай чей лист»

Д\и «Две корзины»

Д\и «Кто что любит»

Д\и «Где я живу»

Д\и «Когда это бывает»

Д\и «Да или нет»

Д\и «Что было до…»

Д\и «Что сначала, что потом»

Безопасность:

Д\и «Где что можно делать»

Д\и «Путешествие»

Д\и «Кто больше вспомнит»

Д\и «Будь внимательным»

Д\и «Транспорт»

Д\и «Угадай, на чем повезешь»

Д\и «Правильно-неправильно»

Д\и «Пешеходы и транспорт»

Д\и «Знай и выполняй правила движения»

Д\и «Дорожные знаки»

Д\и «Правила поведения»

Д\и «Собери светофор»

Д\и «Говорящие дорожные знаки»

Д\и «Добрые слова»

Д\и «Как и во что нужно играть с друзьями»

Познавательно-речевое развитие

ФЭМП:

Д/и «Сложи узор»

Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»

Д/и «Спортсмены строятся»

Д/и «Какая фигура следующая?»

Д/и «Сравни»

Д/и «Найди ошибку»

Д/и «Когда это бывает?»

Д/и «Когда ты это делаешь?»

Д/и «Где что лежит?»

Д/и «Найди пару»

Д/и «Где какие фигуры?»

Д/и «Что изменилось?»

Д/и «Сходства-отличия»

Д/и «Пройди к домику»

Д/и Не ошибись»

развитие речи:

Д/и «Назови группу одним словом»

Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку»

Д/и «Устроим кукле комнату»

Д/и «Похвалялись звери»

Д/и «Чудесный мешочек»

Д/и «Узнай по описанию»

Д/и «Чего не стало?»

Д/и «Что изменилось?»

Д/и «Назови правильно»

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Д/и «Назови ласково»

Д/и «Назови части предметов»

Д/и «Олины помощники»

Д/и «Необычная песенка»

Д/и «Эхо»

Д/и «Почтальон принес открытку»

Художественно-эстетическое развитие.

Художественное творчество:

Д/и «На что это похоже»

Д/и «Волшебная краска»

Д/и «Собери букет»

Д/и «Раскрась по образцу»

Д/и «Большие-мленькие»

Д/и «Дорисуй»

Д/и «Чего не хватает?»

Музыкальное творчество:

Д/и «Музыканты»

Д/и «Угадай инструмент»

Д/и «Кто быстрее»

Д/и «Делай как я»

Д/И «Учись танцевать»

Д/и «Музыкальные загадки»

Работа с родителями.

Мероприятия:

1. Консультция «Какие игрушки и игры необходимы детям»

2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»

3. Выставка «Игры, какими я играю дома»

4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка»

Обоснование мероприятий:

1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 4-5 лет.

2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи

3. Выявить наличие дидактических игр в семье.

4. Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка

Работа с педагогами.

Мероприятия:

1. Консультация «Дидактические

игры детей дошкольного возраста»

2. Консультация «Игра, как приоритетное средство развития дошкольников»

Обоснование мероприятий:

Систематизировать и углубить знания педагогов по теме проекта

Заключительный этап

Задачи: подведение итогов реализации проекта, подготовка презентации проекта.

Принципы реализации проекта:

• Принцип развития

• Принцип дифференциации

• Принцип доступности

• Принцип системности

• Принцип последовательности

• Принцип наглядности

Решение поставленных задач с детьми:

• Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

• Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.

• Проблемные ситуации для закрепления правил игры.

• Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.

Решение поставленных задач с родителями:

• Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».

• Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.

• Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.

• Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».

• Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).

• Организация выставки детских работ (Развивающая игра на альбомном листе «Раскрась по цифрам»,выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».

• Изготовление родителями в группу развивающих игр.

Ожидаемый результат:

• Дети в конце проекта должны чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них;

• Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация;

• Развивается способность к воображению;

• Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

• Родители познакомятся со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители будут заинтересованы темой и получат новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов;

• Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

• Повышение компетентности родителей при выборе игр.

• Итог консультации– практикума – создание родителями в группу новых дидактических игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.

Заключение

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать образовательный процесс, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Список используемой литературы:

1. Программа «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой;

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. - Мозаика - Синтез, 2008.

4. Руководство играми в дошкольных учреждениях - под редакцией М. А. Васильевой - Москва «Просвещение 1982.

5. Воспитателю о детской игре. : Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 1982.

6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. – М. : Просвещение, 1982.

7. Учебно методический кабинет «Пед-копилка» - сайт для педагогов, воспитателей, учителей и родителей. (ped-kopilka.ru) MAAM.RU -Международный образовательный портал.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: "Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста" В дошкольном возрасте.

Консультация для родителей «Роль музыкально-дидактических игр в жизни ребенка» Цель: Познакомить родителей о значение муз. -дидактических игр в жизни ребенка Среди многих видов искусства, музыка по праву занимает особое.

Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей» Данный методический материал рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Роль музыкально-дидактических игр неоценима в музыкальном.

Непосредственно образовательная деятельность «Роль сказки в познавательном развитии детей» «Роль сказки в познавательном развитии детей» (IIознавательной развитие). 2 младшая группа Интеграция образовательных областей: Речевое.

Отчет к проекту «Роль дидактических игр в развитии речи детей» В процессе реализации написанного мной проекта «Роль дидактической игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» была проведена.

Отчёт к педсовету на тему «Роль дидактических игр в развитии речи детей» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья,.

Памятка для родителей «Роль дидактических игр в развитии речи детей»Памятка для родителей «Роль дидактических игр в развитии речи детей» Обучение осетинскому языку как народному обладает большими потенциальными возможностями. Основным способом обучения дошкольника развитию.

Проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка» (вторая младшая группа) Педагогический проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка». (групповой, долгосрочный). 1 этап. Целеполагание. Игра – это ведущий.

Родительское собрание на тему «Роль музея в познавательном развитии детей дошкольного возраста» ЦЕЛЬ: Подвести родителей к выводу о том, что реализация направления «Музейная педагогика», играет огромную роль во всестороннем развитии.

Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка»
Опубликовано: 26 января 2017 в 21:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Оксина (УИ 327937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД