ирина шафикова
Опыт работы «Использование дидактических игр в развитии внимания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым днём жизнь современного человека становиться все более сложной и насыщенной. Поток информации, расширение человеческих контактов, многообразие форм массовой культуры приводят к увеличению объема знаний, необходимых для успешного решения возникающих проблем.. Происходящие в обществе изменения не могут не сказываться на системе образования. Современная школа предъявляет достаточно высокие требования как к развитию детей в целом, так, в частности, и к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат.
Публикация «Опыт работы „Использование дидактических игр в развитии внимания детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2016
Как показывает практика, одной из актуальных для начальной школы является проблема развития внимания. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников, вчерашних дошкольников.
Система познавательных процессов обеспечивает общее развитие ребенка. Необходимо иметь в виду взаимосвязь всех подструктур этой системы мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения и т. д. В связи с тем, что в наше время растут нагрузки на детей, а возможности для отдыха и для эмоциональной двигательной разрядки становиться меньше, многие дети, особенно старшего дошкольного возраста бывают не готовы к школьному обучению, т. к. познавательные процессы бывают развиты не в достаточной степени. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания.
.Таким образом, я считаю эту тему актуальной в том, что действительно у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирована концентрация и устойчивость внимания; Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением;
Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь управлять своим вниманием, а этому может помочь специально организованная, целенаправленная работа по развитию навыков произвольного внимания, который будет способствовать повышению уровня концентрации и устойчивости внимания.
Целью моей работы является 1)Изучение развития устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания в младшем дошкольном возрасте. 2)Целенаправленная работа по развитию устойчивости и концентрации внимания детей по разработанным конспектам в игровой форме.
Задачи:
1) Изучение научно-методической и психологической литературы по данной проблеме.
2) Изучение развития устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания у детей младшего дошкольного возраста.
3) Работа по развивающей программе, направленная на развитие внимания в старшем дошкольном возрасте для подготовки детей к школе.
2.1. Изучение развития внимания у детей в младших группах.
Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребёнка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада.
Свою работу начала с ясельной группы. Для того чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Главным условием игровых действий являлись привлекательность предметов и общение детей друг с другом. В этом возрасте про-водила такие игры, «Пальчик», «Прятки с игрушками», в этих играх учила детей выделять и держать цель действия. Например игра «Пальчик» развивает целенаправленное внимание, которое опирается на интерес детей к при-влекательным картинкам. В процессе игры ребенок выбирает из небольшого количества знакомых ему предметов изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Во второй млад-шей и средней группе эта игра усложняется тем, что, количество предметов увеличивается. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка известную трудность. Она заключается в том, что
малыш должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый.
В начале эту игру проводила в индивидуальной форме, а со второго полугодия во второй младшей группе внесла элемент соревнования, но построена так, что в нем не было проигравших. Подзывала к себе двух детей, предлагала им сесть друг против друга и садилась сама лицом к детям. Просила поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка. Затем произношу следующие слова: «Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится … яблоко?» Дети показывают картинку, я обращаюсь к остальным: «Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко?» Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку даю возможность «отыграться» и называю еще какую-нибудь картинку, желательно ту, которая находится прямо перед ним. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый из детей не выиграет хотя бы по одному разу. В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки они выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.
Следующая игра, это «Прятки с игрушками». Цель данной игры – развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста. Без этого они не смогут успешно учиться в школе, выполнять какую-либо работу, доводить дело до конца. С детьми ясельной группы брала одну яркую игрушку, показывала, описывали внешний вид, затем просила детей закрыть глаза, спрятав игрушку просила найти эту игрушку. А во второй младшей группе эту игру усложняю тем, что использую пять-семь игрушек. Игрушки должны быть среднего размера, очень привлекательными и новыми для детей (их можно взять в соседних группах детского сада). В этой игре предлагала детям сесть поудобнее, при-двигая столик с игрушками к ним поближе и объявляла, что прятаться будут не сами дети, а их гости (новые игрушки). Подзывала к себе троих детей и предлагала каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?» - спрашивала каждого. Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, предлагала встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки, а остальных участников просила соблюдать полную тишину, не подсказывать, где спрятаны игрушки, не выдавать общего секрета.
К процедуре прятанье игрушек привлекала непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться. Эта игра развивает детей и забавляет их, и как показывает практика, является одной из самых любимых, как для детей, так и для воспитателей. Во второй младшей и средней группе использовала больше игр, а знакомые игры усложняла и видоизменяла. Например, в игре «Раз, два, три – говори! Это игра дала мне возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным – это Миннигалиев А, Темерянова А, Худайбердина А, Бахтин Д, Батыров Д, Гильманова А, а остальным детям это дается с трудом. С такими воспитанниками я играла отдельно парами, подбирая детей с примерно равными возможностями. Отмечая неудачи отдельных детей, я проявляла тактичность. Показывала свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выражала уверенность в том, что он научится быть внимательным. В игру «Прятки с игрушками» привлекала непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться. Игра»Отзовись, не зевай?» помогала выявлять детей с неуправляемой активностью (Азнаев Т, Игнатьев С, Хиразов И, Шайхутдинов А, Галиева И, Тройно В, у них отсутствовало сосредоточенность и устойчивость внимания. С этими детьми играла в эту же игру отдельно, для того чтобы выяснить причины, мешающие им сосредоточится, и помогала преодолевать эти недостатки. Для детей с рассеянным, неустойчивым вниманием облегчала правила. Например, после выполнения своей роли, когда ребенок освободится от картинки и участие в игре становится в тягость, поручала покормить птичек или отвести на место коров, т. е. выполнить дополнительные движения, которые служат разрядкой и продлевают интерес к игре.
Таким образом, я решила помочь развить у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность, т. к. сам ребенок не сможет своевременно научиться управлять своим вниманием.
2.2. Значение дидактических игр в развитии внимания детей.
Для выявления уровня развития внимания у детей средней группы в начале учебного года была проведена психологическая диагностика по методике «Найди и вычеркни». Результаты показали, что у большинства детей преобладает низкий и средний уровень развития внимания. (см. приложение №1)
Для того, чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, приобрели специальные развивающие игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. А также использовала следующие игры : «Не путай цвета», «Зеркало», «Четвертый лишний», «Кто живет в лесу» и т. д. Все эти игры проводятся в специально разработанных конспектах в игровой форме, которые проводились во вторую половину дня с группой детей, а также в индивидуальной форме.
Все эти игры начала проводить в начале учебного года в средней группе. В начале из-за слабо развитого устойчивости, сосредоточенности и целенаправленности внимания в связи с быстро возникающим утомлением при выполнение ребенком каких-либо заданий была трудной и неинтересной, которая требовала длительного сосредоточения. Ребенок начинал вертеться и отвлекаться.
В начале работы у детей преобладал в основном низкий и средний уровень развития устойчивости и сосредоточенности внимания в связи с быстро возникающим утомлением при выполнении ребенком трудной и неинтересной для него работы, требующей длительного сосредоточения. После проведенной работы уровень внимания повысился, внимание детей можно и нужно воспитывать.
Хочу отметить, что родители очень заинтересовались в развитии внимания детей. Они помогали в приобретение дидактических игр. Такие как «Развитие внимания», «Свойства», «Закономерности», «Признаки», «Аппликация» и т. д. Все эти игры также помогали развивать внимание детей. Даже самые невнимательные дети, как Азнаев Т, Хиразов И, Игнатьев С, они с интересом играли в эти игры.
Зная что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно, и к одной, даже очень полезной игре. Я уделяла больше внимания играм с различными вариантами – одну и ту же игру видоизменяла. Это позволяет снять трудности в усвоении правил игры и сохраняет еще некоторые время интерес к уже знакомой детям игре.
Например в игру «Подбери узор» я привлекала детей со слабо развитым вниманием. (Ахметов В, Бадретдинов И, Хиразов И, Вахитов И, Абубакиров Т, Тройно В, в этой игре я была ведущим и показывала фигурку, а дети находили, у кого на карточке был подходящий узор, и смотрели, подходит ли фигурка по форме. Выигрывал тот, кто быстрее находил все свои фигурки. Вначале им было трудно ориентироваться в своих карточках, поэтому я раздавала по одной, но путем многократного повторения, я стала увеличивать, количество карточек. Эта игра детям очень понравилось, потому что здесь возникало соревнование, и каждый ребенок хотел выиграть и стать победителем.
Игра «Запоминай-ка» проводилась со всей группой, небольшими группами, по очереди, дети решали общую задачу. Вначале показывала две одинаковые картинки. Учила детей видеть изменения, затем усложнила задачу. Брала две одинаковые картинки, показывала первую картинку, описывали, картинку переворачивала, затем показывала вторую такую же картинку, но с небольшими изменениями и дети по памяти должны были увидеть изменения и сказать, что было на первой картинке и какие изменения произошли во второй. Сначала детям сложно было решать эти задачи, но путем многократного повторения, они научились видеть изменения. Эта игра помогает детям быть собранным и внимательным.
В средней группе у многих детей, кроме Ахметова В, Хиразова И, Игнатьева С, Галиевой И, Бадретдинова И, Тимергазиной Л, Абубакирова Т после проведенной работы устойчивость и сосредоточенность внимания значительно повысился. Чем раньше начинаешь развивать внимание детей, тем эффективнее работа. Но все же по-настоящему о развитии внимания можно говорить лишь с 6-7-летнего возраста, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Сравнив детей шестилетнего возраста с 4-5-летними, я заметила, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут. Шестилетки в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты.
Детей со слабо развитым вниманием, неуверенных в себе и своих возможностях, постоянно подбадриваю, внушаю им веру, в свои силы и помогаю работать. Благодаря этому многие дети стали более увереннее в себе, внимательнее. Так Марсель, Тимур, Данил, Наиль, Азалия Х, Диана, Вадим Г. Научились понемногу включаться в коллективную игру, проявляют интерес к ним.
Проблема внимания остается традиционно одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.
Как известно, внимание имеет очень важное значение в жизни и деятельности ребенка. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «… внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.
Исследователи считают, что развитие устойчивости внимания детей нужно изучать, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. По некоторым данным максимальная деятельность одной игры у полугодовалого ребенка составляет 14 минут, но к 6 годам возрастают до полутора часов. Поэтому я усложняю, и буду усложнять задачу игровой деятельности. В связи с усложнением деятельности детей,их внимание приобретает больше сосредоточенности, устойчивости, но основное изменение внимания состоит в том, что дети начали управлять своим вниманием сознательно, который направлен на один предмет.
Я считаю, чтобы развить, внимание ребенка нужна обширная работа, это упражнения, дидактические игры, словесные игры. Игры занимают огромное место в жизни ребенка, она является очень хорошим средством развития внимания. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересует и на которых сосредоточить внимания не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Соблюдаю и определенную последовательность при подборе игр, учитываю, что играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. В дидактической игре заинтересовываю детей и решаю ту познавательную задачу, которую она призвана решать, к этой игре заранее тщательно подготавливаюсь. Если игра имеет несколько вариантов, располагаю по возрастающей степени трудности и следующий вариант даю детям только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий менее сложный вариант.
Таким образом, я не остановлюсь на достигнутом, так как требуется еще большая работа, направленная на дальнейшем изучении развития устойчивости и концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста по специально развивающей программе, направленная на развитие внимания дошкольника. Продолжу работу по этой интереснейшей тематике педагогического процесса. С интересом слежу за новинками игр в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», и т. д. Каждую новинку постараюсь внедрить в свою работу. Планирую еще больше обогатить дидактическими играми и пособиями игровой уголок. Думаю, мне удастся осуществить мои планы. Я считаю, что работа по развитию внимания очень помогла моему первому выпуску. По словам родителей выпускников, их дети успешно обучаются в школе. А это значит, что устойчивость и концентрация внимание детей подлежат коррекции, внимание детей можно и нужно воспитывать.