Юлия Бударина
Отчет к проекту «Роль дидактических игр в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе реализации написанного мной проекта «Роль дидактической игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» была проведена большая работа. Мной была изучена и проанализирована теоретическая литература по данной теме, были подобраны разные способы и методы работы с детьми, проведена работа с родителями по этой теме. В процессе разработки проекта я пришла к выводу, что область «Речевое развитие» затрагивает все остальные образовательные области. Соответственно моя работа через дидактические игры проводилась по всем пяти образовательным областям.
Публикация «Отчет к проекту „Роль дидактических игр в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Наряду с другими играми, в своей работе, я использую и дидактические. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.
В играх с предметами я использую игрушки и различные предметы. Например, с природным материалом мы играем в такие игры: «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», используя муляжи овощей и фруктов: «Соберем урожай», «Готовим борщ», «Варим компот», используя фигурки домашних и диких животных часто играем в такие игры: «Кто где живет?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет около человека?» и другие. В таких играх формируются мыслительные процессы, развиваются речь, память.
При изучении животных я предлагаю детям игру «Чей детеныш?». Бросая мяч всем детям по очереди, ведущий называет начало фразы, а ребенок, который поймал мяч, заканчивает ее. ( Например: В. : У козы… Р. : … козленок и т. д.) .
В разных вариантах игры «Чудесный мешочек» дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. Для того, что бы интерес к игре усиливался и не пропал я предлагаю детям поиграть с теми игрушками, которые находились в чудесном мешочке, о которых рассказывали дети во время игры.
В играх с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательностей. А так же идет закрепление полученных раннее знаний. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Настольно – печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, собери узор и многие другие. Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, например, в игре «Что растет в саду? (в лесу, в огороде)» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки, а в игре «Что сначала, что потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий; другие направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания («Отгадай какую картинку спрятали»). Игры на составление разрезных картинок учат детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество. Например: Назовите, какое время года изображено на картинке? Почему? Какую одежду можно одеть кукле если на улице зима? весна? лето? осень?
Настольно – печатные игры способствуют творческому поиску.
Играя в настольно-печатные игры, ребенок может не только наглядно установить связь между предметами, но и словесно объяснить эту взаимосвязь, например в игре «Профессии» ребенок может не только подобрать нужные картинки с атрибутами для каждой профессии, но и объяснить почему этот атрибут он относит к данной профессии и для чего он нужен. После сна дети чаще играют в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия и так далее.
В младшем дошкольном возрасте игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнения, закрепления, активизации словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Дети любят играть в словесные дидактические игры. Это потешки, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, составление рассказов. Например: игра «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу». С целью эффективного проведения игры я читала детям рассказы К. Ушинского «Петушок с семьей», «Коровка», сказки где даются описания животных. «Угадай героя сказки», в которой дети по описанию отгадывают героя из знакомых сказок, описание героя дается воспитателем. Эта игра проводится после многократного чтения и прослушивания в аудиозаписи сказок, герои произведений должны быть хорошо знакомы детям.
С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко. Для обогащения словаря детей часто использую дидактические игры "Отгадай и назови", "Отгадай, кто к нам пришёл?", "Кто что делает?", "Угадай персонажей сказки", "Назови животных и скажи, кто как кричит"; пальчиковые игры "Где живёт кузнец?", "Терем - теремок" и т. д. Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно.
В дидактические игры мы с детьми играем как на занятиях так и вне их. Во многие игры успешнее играть на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии («Собери букет из осенних листьев»). На прогулке часто используем подвижно-дидактические игры(«Найди свой цвет», «1,2,3 к заданному предмету беги», «Беги ко мне» по разным темам).
Во время трудовой деятельности мы играем в игры типа: «Опиши цветок», «Расскажи как правильно сервировать стол», «Расскажи как ухаживать за растением» и другие. Такие игры позволяют успешнее организовывать трудовой процесс.
Немалое значение я уделяю изготовлению игр совместно с детьми. На этом этапе ребенок может проявлять свою активность и самостоятельность. Начиная с младшей группы следует приучать детей готовить все нужное для игры. Например: малыш решил праздновать день рождения куклы или готовит обед я предлагаю приготовить для куклы угощение из пластилина. Такая работа не только развивает творчество, но и делает игры более содержательными и целенаправленными.
Я считаю что развитию речи способствует организация развивающей среды в группе. Площадь нашей группы мы разделили на центры развития по интересам и увлечениям детей (строительные игры, сюжетно-ролевые игры: больница, магазин, центр познания и настольно – печатных игр, центр безопасности, театральный и музыкальный центры, книжный центр).Теперь дети могут выбрать игру, распределить свои занятия по своему желанию и способностям. Например, в центре познания дети могут поиграть в такие игры: «Подбери по форме (цвету, собери пирамидку», «Автобус для зверей», «Парные картинки» и т. д. Считаю, что такое разделение на центры создает благоприятную психологическую обстановку в группе способствует развитию самостоятельности.
Дети получают знания не только в детском саду, но и дома, в семье. Важно, чтобы и дома, с родителями, использовались дидактические игры. Важно раскрыть перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей. В рамках проведения данного проекта мной было проведено анкетирование родителей «Дидактическая игра у Вас дома» и «Уровень развития речи Вашего ребенка». В родительском уголке были размещены консультации «Дидактическая игра», «Дидактическая игра как средство развития речи детей», «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики», «Развивайте речь ребенка через игру». Так же были проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями. Родители должны понимать, что только совместная деятельность мамы и воспитателя приводит к наиболее прочным знаниям, помогут ребенку при вхождении его в новый коллектив.
Считаю, что мной были решены все поставленные задачи.
В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГОС); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т. д.)
Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).
Таким образом в процессе проведения проекта мы еще раз убеждаемся в том, что область «речевое развитие» затрагивает все образовательные области., о чем я говорила уже в начале.
На основе сделанных мной выводов были сделаны рекомендации родителям по данной теме.