Приложение МААМ

Отчет к проекту «Роль дидактических игр в развитии речи детей»

Юлия Бударина
Отчет к проекту «Роль дидактических игр в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе реализации написанного мной проекта «Роль дидактической игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» была проведена большая работа. Мной была изучена и проанализирована теоретическая литература по данной теме, были подобраны разные способы и методы работы с детьми, проведена работа с родителями по этой теме. В процессе разработки проекта я пришла к выводу, что область «Речевое развитие» затрагивает все остальные образовательные области. Соответственно моя работа через дидактические игры проводилась по всем пяти образовательным областям.

Публикация «Отчет к проекту „Роль дидактических игр в развитии речи детей“» размещена в разделах

Наряду с другими играми, в своей работе, я использую и дидактические. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения, и самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.

В играх с предметами я использую игрушки и различные предметы. Например, с природным материалом мы играем в такие игры: «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», используя муляжи овощей и фруктов: «Соберем урожай», «Готовим борщ», «Варим компот», используя фигурки домашних и диких животных часто играем в такие игры: «Кто где живет?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет около человека?» и другие. В таких играх формируются мыслительные процессы, развиваются речь, память.

При изучении животных я предлагаю детям игру «Чей детеныш. Бросая мяч всем детям по очереди, ведущий называет начало фразы, а ребенок, который поймал мяч, заканчивает ее. ( Например: В. : У козы… Р. : … козленок и т. д.) .

В разных вариантах игры «Чудесный мешочек» дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. Для того, что бы интерес к игре усиливался и не пропал я предлагаю детям поиграть с теми игрушками, которые находились в чудесном мешочке, о которых рассказывали дети во время игры.

В играх с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательностей. А так же идет закрепление полученных раннее знаний. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Настольно – печатные игры интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, собери узор и многие другие. Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, например, в игре «Что растет в саду? (в лесу, в огороде)» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки, а в игре «Что сначала, что потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий; другие направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания («Отгадай какую картинку спрятали»). Игры на составление разрезных картинок учат детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество. Например: Назовите, какое время года изображено на картинке? Почему? Какую одежду можно одеть кукле если на улице зима? весна? лето? осень?

Настольно – печатные игры способствуют творческому поиску.

Играя в настольно-печатные игры, ребенок может не только наглядно установить связь между предметами, но и словесно объяснить эту взаимосвязь, например в игре «Профессии» ребенок может не только подобрать нужные картинки с атрибутами для каждой профессии, но и объяснить почему этот атрибут он относит к данной профессии и для чего он нужен. После сна дети чаще играют в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия и так далее.

В младшем дошкольном возрасте игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнения, закрепления, активизации словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Дети любят играть в словесные дидактические игры. Это потешки, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, составление рассказов. Например: игра «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу». С целью эффективного проведения игры я читала детям рассказы К. Ушинского «Петушок с семьей», «Коровка», сказки где даются описания животных. «Угадай героя сказки», в которой дети по описанию отгадывают героя из знакомых сказок, описание героя дается воспитателем. Эта игра проводится после многократного чтения и прослушивания в аудиозаписи сказок, герои произведений должны быть хорошо знакомы детям.

С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко. Для обогащения словаря детей часто использую дидактические игры "Отгадай и назови", "Отгадай, кто к нам пришёл?", "Кто что делает?", "Угадай персонажей сказки", "Назови животных и скажи, кто как кричит"; пальчиковые игры "Где живёт кузнец?", "Терем - теремок" и т. д. Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно.

В дидактические игры мы с детьми играем как на занятиях так и вне их. Во многие игры успешнее играть на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии («Собери букет из осенних листьев»). На прогулке часто используем подвижно-дидактические игры(«Найди свой цвет», «1,2,3 к заданному предмету беги», «Беги ко мне» по разным темам).

Во время трудовой деятельности мы играем в игры типа: «Опиши цветок», «Расскажи как правильно сервировать стол», «Расскажи как ухаживать за растением» и другие. Такие игры позволяют успешнее организовывать трудовой процесс.

Немалое значение я уделяю изготовлению игр совместно с детьми. На этом этапе ребенок может проявлять свою активность и самостоятельность. Начиная с младшей группы следует приучать детей готовить все нужное для игры. Например: малыш решил праздновать день рождения куклы или готовит обед я предлагаю приготовить для куклы угощение из пластилина. Такая работа не только развивает творчество, но и делает игры более содержательными и целенаправленными.

Я считаю что развитию речи способствует организация развивающей среды в группе. Площадь нашей группы мы разделили на центры развития по интересам и увлечениям детей (строительные игры, сюжетно-ролевые игры: больница, магазин, центр познания и настольно – печатных игр, центр безопасности, театральный и музыкальный центры, книжный центр).Теперь дети могут выбрать игру, распределить свои занятия по своему желанию и способностям. Например, в центре познания дети могут поиграть в такие игры: «Подбери по форме (цвету, собери пирамидку», «Автобус для зверей», «Парные картинки» и т. д. Считаю, что такое разделение на центры создает благоприятную психологическую обстановку в группе способствует развитию самостоятельности.

Дети получают знания не только в детском саду, но и дома, в семье. Важно, чтобы и дома, с родителями, использовались дидактические игры. Важно раскрыть перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей. В рамках проведения данного проекта мной было проведено анкетирование родителей «Дидактическая игра у Вас дома» и «Уровень развития речи Вашего ребенка». В родительском уголке были размещены консультации «Дидактическая игра», «Дидактическая игра как средство развития речи детей», «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики», «Развивайте речь ребенка через игру». Так же были проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями. Родители должны понимать, что только совместная деятельность мамы и воспитателя приводит к наиболее прочным знаниям, помогут ребенку при вхождении его в новый коллектив.

Считаю, что мной были решены все поставленные задачи.

В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГОС); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т. д.)

Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

Таким образом в процессе проведения проекта мы еще раз убеждаемся в том, что область «речевое развитие» затрагивает все образовательные области., о чем я говорила уже в начале.

На основе сделанных мной выводов были сделаны рекомендации родителям по данной теме.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников У ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма.

Роль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольниковРоль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольников По словам В. А. Сухомлинского: «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности». Роль наглядно- дидактических игр в.

Роль родителей в развитии речи детей Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее.

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста» Свешникова Лира Сергеевна, воспитатель первой категории, МБДОУ ЦРР детский сад.

Конспект занятия «Пришла весна». Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего возраста Формирование словаря и грамматического строя речи. Цели:1. Систематизировать знания детей об весенних приметах, о жизни птиц и диких зверей.

Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей» Данный методический материал рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Роль музыкально-дидактических игр неоценима в музыкальном.

Отчет по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.

Отчет о работе методического объединения по теме «Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Большое влияние.

Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла.

Значение дидактических игр в развитии речи детей Значение дидактических игр в развитии речи детей Арынова Г. И., ГККП «Ясли –сад № 45 г. Павлодара», Воспитатель Дошкольное детство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет к проекту «Роль дидактических игр в развитии речи детей»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 21:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет к проекту «Роль дидактических игр в развитии речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бударина (УИ 219741) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД