наташа данилова
Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на педсовет из опыта работы
На тему:
«Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4-5 лет».
Выполнила: Данилова Наталья Анатольевна
Воспитатель. МДОУ ЦРР д/с №29 «Дубравушка»
Речь детей формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладения речью, позволяет детям воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.
Публикация «Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4–5 лет» размещена в разделах
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Работу по формированию грамматически правильной речи я начала вести в двух направлениях : морфологическом и синтаксическом. Игры старалась проводить не принуждённо, живо, не пользуясь сложной грамматической терминологией.
Для того чтобы заинтересовать детей игрой, в предлагаемые фразы включала известные имена. Например, при составлении предложений с союзом а предлогала двум детям: «Маруся, сядь на стул, а ты, Дима, встань рядом». Затем, обращаясь к детям, просила составить предложение о том, что делают дети: «Маруся сидит, а Дима стоит рядом».
Работа над грамматическим строем речи начала со знакомства детей с именем существительным, подобрала упражнения с картинками. После односложных ответов на вопросы типа «Что ест мальчик?» (суп) я нацеливала детей на проговаривания полного предложения, следила, как употребляют существительные в косвенных падежах.
Использовала и упражнения вопросно-ответного характера с употреблением существительных почти во всех косвенных падежах. Например, «Саша кормит собаку» требовала употребить существительные во всех падежных формах :
- Кто кормит собаку?
- Что делает Ваня?
- Кого кормит Ваня?
Работу над употреблением существительных единственного и множественного числа в родительном падеже начала после тог, как дети усвоили согласование существительных в косвенных падежах. Этому способствовали игры типа: «Чей хвост?», «Угадай дерево по листу» и др.
Трудно давались детям согласование существительных среднего рода с другими частями речи (большое дерево, красное яблоко, красное солнце). Я составила несколько игровых упражнений с предметами и картинками для усвоения этой грамматической формы, например: «Что в ведёрке?», «Разложи картинки» и др.
Для усвоения родительного падежа существительных множественного числа подбирала предметы, названия которых выражено существительными с нулевым окончанием. Например, в игре «Чего не стало?» (слонов, столов, карандашей) или с изображением животных и их детёнышей в игре «Покорми животных» (кур, гусей, уток, лисят и т. д.)
Обратила внимание на то, что при общении друг с другом дети неправильно употребляли несклоняемые существительные. На одном из занятий я отработала с детьми словоформу через игровое упражнение. Например, показывала детям картинки с изображение одного пальто и несколько пальто. Они отвечали на вопрос: что это? Затем картинки (по одной) убирала и дети должны сказать, какой картинки нет.
Особое внимание уделяла формированию ориентировки в пространстве, пониманию пространственных отношений передаваемых предметами. Сначала давала игровые упражнения с опорой на наглядность, а затем и без неё «Что сделали?», «Где игрушка?», «Где Саша искал свой мяч?». Например, в игре: «Составь предложение» предлагала детям ситуацию из фигурок на фланелеграфе. Дети должны были, придумать предложения, используя в них предлоги:
- Под кустом цветёт ромашка.
- Над кустом летит птичка.
- На кусте сидит бабочка.
В таких случаях старалась интонационно выделить предлог и окончание. Знакомила детей с более сложными предлогами с, со, из-за, у, возле, около, из под и др. например, во время игры «Что изменилось?» на закрепления предлогов на, возле, около, и наречия между я создавала такую ситуацию и предлагала сказать, где предмет находился раньше и где находиться теперь. От детей просила полный ответ: «Мяч лежал около стула, теперь лежит под столом». Так же с помощью игр закрепляла в речи детей правильное употребление глаголов. Начинала с самых простых, например глагол хотеть, с помощью игры «Раз, два, три, четыре, пять – мы хотим играть», дети стоят в кругу, один в центре он подходит к любому из детей и говорит : «Я хочу играть с тобой. А ты хочешь?». После чего дети, взявшись за руки, говорят: «Мы хотим с тобой играть».
Учила детей различать действия, противоположные по значению: застегни пальто – расстегни пальто, завяжи бант – развяжи бант и т. д. для этого создавала игровые ситуации, проводила имитацию действия, подбирала и рассматривала пары картинок.
Для активизации в речи детей относительных и притяжательных прилагательных типа лисий, берёзовый, липовый, бабушкин, употребляла игры только использование наглядного материала. Например, «С какого дерева лист?», «Лист берёзы – берёзовый, ветка ели – еловая», «Чья вещь?» (бабушкина сумка, папина шляпа). Это способствовала повышению интереса у детей и лучшему усвоению программной задачи.
Например, при придумывания предложения с разделительным союзом или, использовала игру «Что будут делать?». Предлагала одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задаю вопрос: «Что он делает?», дети отвечали: «Егор рисует или лепит из пластилина. Мила играет в мяч или выкладывает мозаику».
Например, при описании посуды играли в игру «Магазин посуды» где вместе с детьми обследовали фарфоровый чайник и чашку.
Признаки сходства: у чашки и чайника по одной ручке сбоку, они сделаны их фарфора, твёрдые, гладкие, непрозрачные, бьющиеся. В чашке и чайнике бывает чай, это чайная посуда.
Признаки различия: у чайника есть крышка и носик, у чашки нет. Носик нужен для того, чтобы легче наливать чай в чашку. У чашки нет носика, потому что пить неудобно из него. Крышка нужна чайнику для того, чтобы чай в нём лучше заваривался, крышка на чашке мешала бы положить в неё сахар и размешать ложкой, в чайнике заваривают чай, а из чашки пьют. Аналогично сравнивали эмалированный и фарфоровый чайники, кастрюлю и тарелку, кружку и сковородку и т. д.
Учила детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качество, действия. (в ходе игр «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь?», «Выполни команду» и др.) эффективней всего игры-соревнования например, «Кто больше увидеть и скажет про медвежонка (про куклу?». Сначала подбирала яркие игрушки, значительно отличающие по своим признакам, затем использовала предметы (овощи, фрукты, одежду, описывая которые следовало не только называть видимые признаки, но и показывать свои знания об их свойствах и качествах, уметь согласовывать прилагательное с существительным. Затем формировала представление детей о последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику («Кто что умеет делать?», «Где что можно делать?»). Формировала у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определённой схеме; учила связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи. Сначала я обращала внимания детей на схему построения : начала называется предмет, затем его части, признаки и, наконец, назначения предмета или его оценка; учила коллективно описывать предмет. Проводила это в игровой форме, когда следовало назвать какой-либо фрукт, дать его признаки или по голосу узнать, кто позвал тебя, и назвать отличительную деталь его внешнего вида или описать игрушку (игры «Объясни Буратино», «Встань в круг»). После этих игр брала игры более сложные («Магазин», «Загадки») где дети должны были самостоятельно описать предметы. Предлагала детям схему описания, план рассказа, который определял не столько содержания высказывания, сколько последовательность и связь между его частями.
Почти на каждом занятии давала детям лексические игровые упражнения – подобрать синонимы («Скажи по-другому», «Как ещё можно сказать?», грамматические – подобрать глаголы совершенного и несовершенного вида (делал – сделал, рисовал – нарисовал, одновременно воспитывала у детей звуковую культуру речи – формирования интонации, дикции, силы голоса.
Игры драматизации, которые дети разворачивали сами, старалась, чтобы исполнители импровизировали в диалогах, монологах. Так задавала вопросы детям, чтобы они давали бы развёрнутые реплики. Например: «Ставим кубик на кубик, сделали стенку. Возле стенки стоит стол. За столом сидит заяц и волк. На столе стоит чайник и чашки».
В дальнейшем театрализованные игры стали возникать по инициативе самих детей, более того, диалоги героев разыгрывались и в самостоятельных играх.
Игра «Магазин» не только дидактическая, но и сюжетно-ролевая. В этой игре ставила цель не только учить детей выполнять счётные операции, но и выполнять их в определённой ситуации и играть при этом определённую роль : продавца, кассира или покупателя. Естественно к такой игре детей подготавливала : проводила беседы с использование картинок и имеющегося опыта у детей. В беседе выясняла, кто из них ходит в магазин, делает покупки со взрослыми или самостоятельно. Обсуждали вместе с детьми, кто работает в магазине и функции каждого работника, какой это магазин и что в нём продают.
Аналогичный характер носят сюжетно-ролевые дидактические игры : «Детский сад», «Зоопарк» и др.
Такие занятия нравятся детям, они обогащают их память интересными сказками, дети запоминают героев сказок.
Повседневные прогулки – эффективное формирование пространственных ориентировок. Прогулки оказывают большое влияние на формирование образной речи. Дети рассказывают о красоте участка, неба, цветов. Даю такие задания типа «Найди самое красивое дерево (куст, цветок) и расскажи, почему тебе нравится именно оно?», «Кто хочет рассказать об этом месте площадки?». В беседах с детьми стараюсь обогащать их словарь не только определениями, но и названиями действий (шуршат, закатилось, плывут облака).
В таких играх как «Путешествия», дети не только двигаются, но и объясняют местонахождение, направление движения используют наречие и предлоги (перед, между, справа, слева, позади и др.)
После наблюдений, труда, незаметно подвожу детей к выводам, итогу, оценке. Для этого беру словесную игру «Доскажи фразу» или «Доскажи словечко» например: «Сегодня холодно, но… (мы оделись тепло и пошли гулять», «Хорошо работали, советовались, помогали друг другу, поэтому можно сказать, что работали… (дружно)» или «Саша любит трудиться, про него можно сказать… (трудолюбивый)» и т. д.
Систематическая работа по формированию правильной речи детей дали свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей. У большинства детей сформировалось умение составлять самостоятельные высказывания в соответствии с темой, которую они выбирали, могли выполнить задание на подбор синонимов и антонимов, составлять сказки.
Использовала пособие:
1. В. С. Володина. Альбом по развитию речи «Говорим правильно».
2. О. С. Ушакова Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет
3. С. В. Бурдина. Глаголы в картинках.