Лучший педагог года

Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4–5 лет

наташа данилова
Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение на педсовет из опыта работы

На тему:

«Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4-5 лет».

Выполнила: Данилова Наталья Анатольевна

Воспитатель. МДОУ ЦРР д/с №29 «Дубравушка»

Речь детей формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладения речью, позволяет детям воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Публикация «Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4–5 лет» размещена в разделах

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Работу по формированию грамматически правильной речи я начала вести в двух направлениях : морфологическом и синтаксическом. Игры старалась проводить не принуждённо, живо, не пользуясь сложной грамматической терминологией.

Для того чтобы заинтересовать детей игрой, в предлагаемые фразы включала известные имена. Например, при составлении предложений с союзом а предлогала двум детям: «Маруся, сядь на стул, а ты, Дима, встань рядом». Затем, обращаясь к детям, просила составить предложение о том, что делают дети: «Маруся сидит, а Дима стоит рядом».

Работа над грамматическим строем речи начала со знакомства детей с именем существительным, подобрала упражнения с картинками. После односложных ответов на вопросы типа «Что ест мальчик?» (суп) я нацеливала детей на проговаривания полного предложения, следила, как употребляют существительные в косвенных падежах.

Использовала и упражнения вопросно-ответного характера с употреблением существительных почти во всех косвенных падежах. Например, «Саша кормит собаку» требовала употребить существительные во всех падежных формах :

- Кто кормит собаку?

- Что делает Ваня?

- Кого кормит Ваня?

Работу над употреблением существительных единственного и множественного числа в родительном падеже начала после тог, как дети усвоили согласование существительных в косвенных падежах. Этому способствовали игры типа: «Чей хвост?», «Угадай дерево по листу» и др.

Трудно давались детям согласование существительных среднего рода с другими частями речи (большое дерево, красное яблоко, красное солнце). Я составила несколько игровых упражнений с предметами и картинками для усвоения этой грамматической формы, например: «Что в ведёрке?», «Разложи картинки» и др.

Для усвоения родительного падежа существительных множественного числа подбирала предметы, названия которых выражено существительными с нулевым окончанием. Например, в игре «Чего не стало?» (слонов, столов, карандашей) или с изображением животных и их детёнышей в игре «Покорми животных» (кур, гусей, уток, лисят и т. д.)

Обратила внимание на то, что при общении друг с другом дети неправильно употребляли несклоняемые существительные. На одном из занятий я отработала с детьми словоформу через игровое упражнение. Например, показывала детям картинки с изображение одного пальто и несколько пальто. Они отвечали на вопрос: что это? Затем картинки (по одной) убирала и дети должны сказать, какой картинки нет.

Особое внимание уделяла формированию ориентировки в пространстве, пониманию пространственных отношений передаваемых предметами. Сначала давала игровые упражнения с опорой на наглядность, а затем и без неё «Что сделали?», «Где игрушка?», «Где Саша искал свой мяч?». Например, в игре: «Составь предложение» предлагала детям ситуацию из фигурок на фланелеграфе. Дети должны были, придумать предложения, используя в них предлоги:

- Под кустом цветёт ромашка.

- Над кустом летит птичка.

- На кусте сидит бабочка.

В таких случаях старалась интонационно выделить предлог и окончание. Знакомила детей с более сложными предлогами с, со, из-за, у, возле, около, из под и др. например, во время игры «Что изменилось?» на закрепления предлогов на, возле, около, и наречия между я создавала такую ситуацию и предлагала сказать, где предмет находился раньше и где находиться теперь. От детей просила полный ответ: «Мяч лежал около стула, теперь лежит под столом». Так же с помощью игр закрепляла в речи детей правильное употребление глаголов. Начинала с самых простых, например глагол хотеть, с помощью игры «Раз, два, три, четыре, пять – мы хотим играть», дети стоят в кругу, один в центре он подходит к любому из детей и говорит : «Я хочу играть с тобой. А ты хочешь?». После чего дети, взявшись за руки, говорят: «Мы хотим с тобой играть».

Учила детей различать действия, противоположные по значению: застегни пальто – расстегни пальто, завяжи бант – развяжи бант и т. д. для этого создавала игровые ситуации, проводила имитацию действия, подбирала и рассматривала пары картинок.

Для активизации в речи детей относительных и притяжательных прилагательных типа лисий, берёзовый, липовый, бабушкин, употребляла игры только использование наглядного материала. Например, «С какого дерева лист?», «Лист берёзы – берёзовый, ветка ели – еловая», «Чья вещь?» (бабушкина сумка, папина шляпа). Это способствовала повышению интереса у детей и лучшему усвоению программной задачи.

Например, при придумывания предложения с разделительным союзом или, использовала игру «Что будут делать?». Предлагала одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задаю вопрос: «Что он делает?», дети отвечали: «Егор рисует или лепит из пластилина. Мила играет в мяч или выкладывает мозаику».

Например, при описании посуды играли в игру «Магазин посуды» где вместе с детьми обследовали фарфоровый чайник и чашку.

Признаки сходства: у чашки и чайника по одной ручке сбоку, они сделаны их фарфора, твёрдые, гладкие, непрозрачные, бьющиеся. В чашке и чайнике бывает чай, это чайная посуда.

Признаки различия: у чайника есть крышка и носик, у чашки нет. Носик нужен для того, чтобы легче наливать чай в чашку. У чашки нет носика, потому что пить неудобно из него. Крышка нужна чайнику для того, чтобы чай в нём лучше заваривался, крышка на чашке мешала бы положить в неё сахар и размешать ложкой, в чайнике заваривают чай, а из чашки пьют. Аналогично сравнивали эмалированный и фарфоровый чайники, кастрюлю и тарелку, кружку и сковородку и т. д.

Учила детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качество, действия. (в ходе игр «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь?», «Выполни команду» и др.) эффективней всего игры-соревнования например, «Кто больше увидеть и скажет про медвежонка (про куклу?». Сначала подбирала яркие игрушки, значительно отличающие по своим признакам, затем использовала предметы (овощи, фрукты, одежду, описывая которые следовало не только называть видимые признаки, но и показывать свои знания об их свойствах и качествах, уметь согласовывать прилагательное с существительным. Затем формировала представление детей о последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику («Кто что умеет делать?», «Где что можно делать?»). Формировала у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определённой схеме; учила связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи. Сначала я обращала внимания детей на схему построения : начала называется предмет, затем его части, признаки и, наконец, назначения предмета или его оценка; учила коллективно описывать предмет. Проводила это в игровой форме, когда следовало назвать какой-либо фрукт, дать его признаки или по голосу узнать, кто позвал тебя, и назвать отличительную деталь его внешнего вида или описать игрушку (игры «Объясни Буратино», «Встань в круг»). После этих игр брала игры более сложные («Магазин», «Загадки») где дети должны были самостоятельно описать предметы. Предлагала детям схему описания, план рассказа, который определял не столько содержания высказывания, сколько последовательность и связь между его частями.

Почти на каждом занятии давала детям лексические игровые упражнения – подобрать синонимы («Скажи по-другому», «Как ещё можно сказать?», грамматические – подобрать глаголы совершенного и несовершенного вида (делал – сделал, рисовал – нарисовал, одновременно воспитывала у детей звуковую культуру речи – формирования интонации, дикции, силы голоса.

Игры драматизации, которые дети разворачивали сами, старалась, чтобы исполнители импровизировали в диалогах, монологах. Так задавала вопросы детям, чтобы они давали бы развёрнутые реплики. Например: «Ставим кубик на кубик, сделали стенку. Возле стенки стоит стол. За столом сидит заяц и волк. На столе стоит чайник и чашки».

В дальнейшем театрализованные игры стали возникать по инициативе самих детей, более того, диалоги героев разыгрывались и в самостоятельных играх.

Игра «Магазин» не только дидактическая, но и сюжетно-ролевая. В этой игре ставила цель не только учить детей выполнять счётные операции, но и выполнять их в определённой ситуации и играть при этом определённую роль : продавца, кассира или покупателя. Естественно к такой игре детей подготавливала : проводила беседы с использование картинок и имеющегося опыта у детей. В беседе выясняла, кто из них ходит в магазин, делает покупки со взрослыми или самостоятельно. Обсуждали вместе с детьми, кто работает в магазине и функции каждого работника, какой это магазин и что в нём продают.

Аналогичный характер носят сюжетно-ролевые дидактические игры : «Детский сад», «Зоопарк» и др.

Такие занятия нравятся детям, они обогащают их память интересными сказками, дети запоминают героев сказок.

Повседневные прогулки – эффективное формирование пространственных ориентировок. Прогулки оказывают большое влияние на формирование образной речи. Дети рассказывают о красоте участка, неба, цветов. Даю такие задания типа «Найди самое красивое дерево (куст, цветок) и расскажи, почему тебе нравится именно оно?», «Кто хочет рассказать об этом месте площадки?». В беседах с детьми стараюсь обогащать их словарь не только определениями, но и названиями действий (шуршат, закатилось, плывут облака).

В таких играх как «Путешествия», дети не только двигаются, но и объясняют местонахождение, направление движения используют наречие и предлоги (перед, между, справа, слева, позади и др.)

После наблюдений, труда, незаметно подвожу детей к выводам, итогу, оценке. Для этого беру словесную игру «Доскажи фразу» или «Доскажи словечко» например: «Сегодня холодно, но… (мы оделись тепло и пошли гулять», «Хорошо работали, советовались, помогали друг другу, поэтому можно сказать, что работали… (дружно)» или «Саша любит трудиться, про него можно сказать… (трудолюбивый)» и т. д.

Систематическая работа по формированию правильной речи детей дали свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей. У большинства детей сформировалось умение составлять самостоятельные высказывания в соответствии с темой, которую они выбирали, могли выполнить задание на подбор синонимов и антонимов, составлять сказки.

Использовала пособие:

1. В. С. Володина. Альбом по развитию речи «Говорим правильно».

2. О. С. Ушакова Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет

3. С. В. Бурдина. Глаголы в картинках.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста В кратком дефектологическом словаре 1964 года выпуска и в современных изданиях говорится о том, что «речь – особый вид деятельности, присущий.

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка.

Дидактические игры для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа) «Кто больше.

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе Дидактический материал Существительные. Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже,.

Дидактические игры по формированию грамматически правильной речи во второй младшей группе Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи. Вторая младшая группа. Существительные. Единственное и множественное.

Роль игры в формировании произносительной стороны речи Педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у него интереса. Давайте начнём с того, что откажемся от слов «надо»,.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка» Консультация для родителей"Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка" Сегодня перед различными образовательными.

Методические приёмы формирования грамматически правильной речи Хочу поделиться с Вами своими наработками в области коррекции грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи,а именно в области.

Консультация для воспитателей «Приёмы формирования грамматически правильной речи» Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени от полного отсутствия речи или лепетного его состояния до развёрнутой.

Выступление на педагогическом совете «Как я помогаю ребенку овладеть грамматически правильной речью» Выступление на педагогическом совете на тему «Как я помогаю ребенку овладеть грамматически правильной речью» Грамматика – это наука о строе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4–5 лет
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 15:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем наташа данилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД