Айгуль Будович
Родной язык как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и сохранение её в наших потомках. Самобытность любого народа начинается с его языка.
Публикация «Родной язык как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Родной язык является связующим звеном, помогающим представителям любого народа сохранить свою самоидентификацию и культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, или многочисленной нации, или малочисленному народу — это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка невозможно. В наш стремительный век изобилия информации и гаджетов, недостатка живого общения многие из них, особенно дети и молодежь, сегодня практически не знают родного языка, затрудняются назвать выдающихся представителей своего народа, рассказать о его культурных достижениях и начинают забывать свой родной язык, в связи с этим постепенно забываются и национальная культура, традиции, обычаи. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте усваивается разговорный язык, дошкольник воспринимает окружающую его действительность, восхищается своим народом, гордится своей малой Родиной.
Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основным направлением работы МБДОУ Детского сада №291 является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре. Поэтому вовлечение детей уже с дошкольного возраста к участию в массовых этнографических, краеведческих, культурно-просветительских мероприятиях дает положительный результат при приобщении к родному языку и родной культуре.
На сегодняшний день в ДОУ функционирует 6 групп с изучением татарского языка, количество детей в татарских группах составляет190 воспитанника.
Из них Русские- 32, Башкиры -17, Татары 116, из смешанных семей 22, другие национальности3воспитанника.
Изучение татарского языка ведется по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией К. В. Закирова, Р. А. Борганова, с использованием учебно-методического комплекта «Изучаем татарский язык».
Кадровое обеспечение ДОУ составляет 27 педагогов
Работают в группах с изучением татарского языка : 12 воспитателей
Имеют
Высшее образование: 63%
Средне-профессиональное : 37%
Аттестованы на высшую категорию:48%
Первую: 26%
Соответствие занимаемой должности: 26%
Воспитание и изучение родного языка ведут педагоги,прошедшие обучение на курсах повышения квалификации для воспитателей национальных групп.
Воспитатели успешно используют в своей работе, ИКТ технологии, онлайн-встречи на платформе ZOOM, Музейная педагогика, театрализованная деятельность, электронно- образовательные ресурсы.
Разработаны цикл дидактических, развивающих игр, планы ООД, конспекты, проекты, разработки мероприятий с педагогами, детьми, родителями,
Проводятся презентации по представлению опыта работы на районном методическом объедении,
А также педагоги ДОУ публикуют свой опыт работы на страницах региональных газет и журналов «Эллуки», «Чаткылар».
Процесс воспитания построен на научных основах и творческом подходе педагогов по привитию у детей любви к своему народу, его культуре, к родной земле, семье. Важной составляющей частью изучения татарского языка является обогащение ПРС. Во всех группах ДОУ имеются уголки татарской культуры, оформленные в современном стиле, в соответствии возрасту детей и требованиями к содержанию национальных уголков.
Также в детском саду создан этнографический музей «Тамыр» силами педагогов и родителей.
Изучение родного языка подразумевает ознакомление с родной культурой, праздниками и обычаями, сказками, детскими играми и фольклором.
В этом нам помогает взаимодействие с Центром детского чтения Национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валиди где, проводятся совместные телемосты с соседними регионами, праздники, развлечения, выступления перед участниками боевых действий, дни посвященные юбилею писателей.
Детский сад тесно сотрудничает с Уфимским государственным татарским театром Нур. В детском саду проводятся национальные праздники, развлечения с участием артистов театра.
Хорошие результаты изучения языка появляются лишь тогда, когда объединяются усилия педагогов и родителей.
Опыт показывает, что результаты изучения второму (татарскому) языку в детстве зависят от степени заинтересованности родителей в овладении детьми вторым языком. Информационные стенды для родителей в группах, в холле детского сада оформлены на двух языках, где представлена актуальная информация.
Активно ведется информационная работа на страницах месенджеров: сайте, ВК, инстограмме. Родители воспитанников заинтересованы в изучении родного татарского языка. Принимают активное участие в жизни детского сада. Фото фольклириада
Плодотворная ежедневная работа приносит свои результаты.
Воспитанники ДОУ принимают активное участие в городских и районных конкурсах, занимают призовые места : таких как «Вдохновение», «Поэзия национального костюма», «Золотая маска», «В гостях у сказки» и т. д.
Работа по сохранению этнокультуры, изучению родного татарского языка в нашем детском саду ведётся уже много лет. Очень приятно, когда родители приходят оформлять своего второго, третьего, четвёртого, пятого ребёнка и говорят, что им очень нравится именно соблюдение культуры и традиций татарского народа. Очень хочется верить, что выпустившись из нашего детского сада родители продолжат работу в данном направлении.