Оксана Фарух
Конспект НОД «Родник — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с природными объектами Ставрополя- родником «Корыта»; помочь детям увидеть красоту и неповторимость родного края через творчество Екимцева А. Е. и Гречишкина П. М. ; расширение познавательной деятельности и развитие любознательности; воспитание любви к природе малой родины, понимания бережного отношения к родникам, как к источникам чистой воды.
Публикация «Конспект НОД „Родник — источник жизни“» размещена в разделах
Материал и оборудование: ноутбук, монитор, проектор, фотослайды: «Физическая карта России», фотопрезентация «Родники», фото картины П. М. Гречишкина «Родник Корыта», фотопрезентация «Родник Корыта», фото стихийной свалки мусора.
Ход НОД:
Воспитатель держит в руках большой сувенирный ключ, привлекая им к себе детей. Дети собираются вокруг воспитателя.
Вос-ль: Ребята, вам интересно узнать, для чего я принесла вам этот ключ?
Дети: Да, интересно!
Вос-ль: С помощью этого ключа, я постараюсь открыть вам тайну….
Дети: Какую тайну?
Вос-ль: Чтобы нам с вами ее разгадать, посмотрите сюда…
(на мониторе появляется слайд с изображением карты)
Дети: Это карта!
Вос-ль: Верно, молодцы! А кто из вас может сказать, что такое карта?
Реб: Карта- это уменьшенная копия поверхности земли.
Вос-ль: И что нам может показать карта?
Реб: Карта может показать нам горы, леса, реки, моря, озера и океаны.
Вос-ль: Правильно! И вы уже хорошо знаете, что в этих голубых пятнышках и ниточках есть вода. Мы с вами совсем близко подобрались к тайне…
Дело в том, что вода есть не только на поверхности земли. Источники воды есть и глубоко под землей!
Как вы думаете, как может называться то место, где вода находит выход на поверхность земли?
Дети: ?
(Вос-ль берет в руки ключ) : У меня в руках подсказка для вас…
(Если дети не могут догадаться, вос-ль объясняет)
Вос-ль: Место, где вода выходит на поверхность называется родник. По-другому его называют ключ. Запомнили? Как называют место, где вода выходит на поверхность земли? (2-3 ответа детей)
Включаются несколько слайдов с видами родников.
Вос-ль: Вода из таких подземных источников называется родниковой или ключевой. Слышали о такой? К родниковой воде во все времена относились с особым чувством уважения, а художники и поэты воспевали красоту родников. Родниковая вода очень вкусная и кристально чистая.
В нашем городе есть такое место, где из-под пласта ракушечника бьет прозрачная, чистая, холодная вода. Как вы думаете, что это за место?
Дети: Это родник.
Вос-ль: Правильно. Послушайте, как написал о роднике ставропольский детский поэт Александр Ефимович Екимцев. Стихотворение называется
«Дорожки-длинноножки»
Возле дома лесника
В жаркую погоду
Десять троп у родника
Пили с нами воду.
Путь-дорожка далека –
С ними мы расстались.
Десять троп у родника
Навсегда остались.
Если солнце припечет –
Под осиной робкой
Вам укажет родничок
Десять добрых тропок.
(Открывается слайд «Картина П. М. Гречишкина «Родник Корыта»)
Вос-ль: Ой, ребята, посмотрите, одна из дорожек-длинноножек привела нас к знаменитому роднику Корыта!
Я не зря сказала вам о том, что не только поэты, но и художники воспевали в своих стихах и картинах родники. Посмотрите, какая красивая картина открылась перед нами. Написал ее известный ставропольский художник Павел Моисеевич Гречишкин. Так он изобразил «Родник Корыта».
Что вы видите на картине?
Дети: Мы видим коров, девушка сидит и читает книгу, вдали толпятся люди, а еще дальше видны горы…
Вос-ль: Да, вы внимательно рассмотрели картину, молодцы. Мы видим, девушка привела коров к роднику на водопой.
Дело в том, что из истории нашего города мы знаем о том, что давным- давно, когда в городе не было водопровода и вода была большой ценностью, людей поили родники. Воду набирали в бочки и на повозках развозили по домам. Это мы видим и на картине. В то время «Родник Корыта» был самым мощным и давал жителям Ставрополя много ведер воды. А немного позже от этого родника в город был проведен водопровод из дубовых досок.
Но, мне всегда было интересно, почему у этого родника такое необычное название «Корыта»? А вам интересно?
Дети: Да.
Вос-ль: Название «Корыта» произошло потому, что у родника были поставлены большие дубовые корыта, из которых поили домашний скот.
Эту картину Павел Моисеевич написал очень давно. Тогда вашим бабушкам было столько лет, как и вам сейчас. Со временем, «Родник Корыта» менял свой вид. Вот так он выглядит сегодня. (Слайды)
Это одно из любимых мест отдыха Ставропольчан. Летом, здесь можно купаться и загорать. Очень обидно, что люди не всегда после своего отдыха убирали и уносили с собой мусор и теперь, вода в этом роднике загрязнена и непригодна для питья.
Как вы думаете, что мы с вами должны делать для того, чтобы сохранить воду в родниках чистой?
Ответы детей: Надо охранять родники! Не загрязнять их: не бросать в них мусор. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Не мыть машины и велосипеды у родников.
Вос-ль: Вы совершенно правы! Спасибо вам! Когда все будут соблюдать эти простые правила друзей природы, тогда мы сможем сохранить воду чистой!