Ольга Горохова
Краткосрочный проект в старшей группе «Вода-источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу Вашему вниманию представить краткосрочный проект в старшей группе
по опытно-экспериментальной деятельности
«Вода-источник жизни».
Введение.
Ребенок по своей натуре исследователь.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Вода-источник жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников.
Опытно-исследовательская деятельность в условиях ГБДОУ как одно из условий успешной реализации требований ФГОС. Огромное значение имеет познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Необходимо использовать наглядные методы и приемы обучения для активизации мыслительной деятельности. У детей вырабатывается навык слушать, анализировать, наблюдать, действовать самостоятельно. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью.
Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия, необходимо выполнить следующие условия. Создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным. Провести анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель при этом внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить. Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели. В заключение необходимо правильно сделать вывод, но дети должны пытаться сами его сформулировать.
Как проводится экспериментирование
В ходе проведения экспериментов с детьми необходимо придерживаться следующего плана: Поставить задачу или создать проблемную ситуацию. Обязательно необходимо ознакомить детей с правилами безопасности при проведении эксперимента. Рассмотреть план последующих действий. Выбрать необходимые средства и оборудование для эксперимента. Если работа командная, необходимо разделить детей и выбрать - ответственного. Подвести итоги и проанализировать полученные результаты.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Для детей очень важно познание. Познавательно-исследовательская деятельность, прежде всего, дает возможность ребенку найти ответы на многие вопросы.
Проект в старшей группе № 4 «Вода-источник жизни» " с элементами экспериментирования. [/b
]
Образовательная деятельность Познавательное развитие.
Актуальность темы: Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Цель проекта: формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Вода-это бесценный дар природы, который надо бережно охранять.
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Взаимодействие с родителями:
1. Создание альбома «Мир воды».
2. Изготовление книжек-малышек «Путешествие капельки».
3. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
4. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
4. Консультация по теме: «Почему нужно беречь воду?».
5. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
6. Чтение с ребенком детской литературы для накопления информации о воде.
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий, карт, схем;
• Составление картотек загадок, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
• Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Основной этап проек
та:[/b]
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2. Разработать конспекты по теме проекта.
3. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперимент в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
• Почему воду нужно беречь?
Перспективный план работы с детьми
период содержание
I неделя.
15.01.2018 – 22.01.2018 г
Введение
Беседа «Вода вокруг нас»
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»
Просмотр слайдов и иллюстраций: Природные водоёмы
Прослушивание аудиозаписей из цикла звуки природы («Шум океана», «Шум моря», «Звонкий ручей» и т. д.).
Наблюдение - за водой.
П/и: «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк»
Д/и: «4-й лишний», «загадки о роднике, ручейке, озере, море, океане», «Волны», «Что это?»
Чтение худ. литературы: «Ручеёк» (Т. Жиброва, «Что случилось с рекой» (Б. Заходер, «Жила – была Река», чтение стихотворения «Речка зимой»(В. Фетисов, “Моряк” (Е. Стеквашова).
Заклички, пословицы, поговорки.
Творческая деятельность: рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро, река». пластилинография «Морское дно»
II неделя
22.01.2018г. -28.01.2018 г
Вода в природных явлениях
Беседа «Дождь», «Туман», «Град и снег», «Роса», «Путешествие капельки».
Просмотр иллюстраций с природными явлениями.
Прослушивание аудиозаписи – детская песенка “Дождь в ладошках”.
Наблюдение - за сосульками, за облаками, за снежинками, за снегом
Опыт № «Вода бывает тёплой, холодной и горячей»
Опыт №5 «Испарение»
Опыт №6 «Превращение пара в воду»
Опыт №7 «Вода при замерзании расширяется»
Опыт №8 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»
Опыт №10 «Где снег?»
П/и: «Снежиночки-пушиночки», «Вышел дождик погулять»,
Д/и: «Отгадай и нарисуй», «Ходят капельки по кругу».
Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.
Загадки о воде, снеге, дожде и т. д.
Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева, «Сколько знаю я дождей» (А. Тараскин, «Капля дождевая» (Т. Маршалова
Заклички, пословицы, поговорки.
Рисование «Круговорот воды в природе, как я его понимаю»
III неделя
29.01.2018-04.02.2018 г
Свойства воды
Беседа «Вода - какая она?»
Опыт №1 «Форма воды».
Опыт №2,3,4 «У воды нет цвета, вкуса и запаха»
Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»
Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно»
Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут»
Чтение литературы : «Трудолюбивая вода» (В. Иванова)
Заклички, пословицы, поговорки.
IV неделя
05.02.2018-11.02.2018 г.
Вода в жизни человека
Беседа «Как человек использует воду?
Беседа «Использование человеком льда, пара».
Рассматривание предметных картинок с сюжетами использования воды.
Просмотр слайдов: искусственные водоёмы, водный транспорт, водные виды спорта.
Чтение литературы «Мойдодыр» (К. Чуковский, «Как люди речку обидели», «Девочка чумазая» (А. Барто,
Д/и: «Кому нужна вода», «Что ты знаешь о…»
Заклички, пословицы, поговорки.
Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.
Рисование искусственных водоёмов: фонтан, бассейн, аквариум.
V неделя
12.02.2018-18.02.2018 г.
Беседа «Вода может быть опасной»
Опыт «Таяние снега (чистый или грязный)»
Беседа «Что такое очистные сооружения?»
П/и: «Море волнуется раз…»,
Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом», “Безопасность на воде летом”.
VI неделя
19.02.2018-25.02.2018г. Беседа «Вода в жизни животных и растений»
Просмотр слайдов и иллюстраций: «Подводный мир водоемов», «Вода в жизни растений». Рассматривание энциклопедии «Тайны моря»
Наблюдение за растениями.
Опыт «В воде есть воздух»
Опыт «Живая вода»
Чтение литературы «История одного пруда», «Русалочка» Г. -Х. Андерсен
Подвижные игры «Мы – водные животные», «Караси и щука»
Аппликация «Жители водоемов» Лепка «Озеро с камышами».
Заключительный этап:
VII неделя
26.02.2018-04.03.2018 г. Беседа «Волшебница вода»
Беседа «Вода нужна всем»
Беседа «Как и для чего нужно беречь воду».
Продукт проектной деятельности:
1. Создание альбома «Мир воды» (творческие работы детей, фотоотчеты родителей о походе в «Музей воды»).
2. Лэпбук «Вода - источник жизни»
Результаты деятельности:
1. Дети многое узнали о том, что вода – это жизнь, бесценное богатство Земли. Вода уникальна и не заменима. Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна. Без воды невозможна жизнь растений, животных и человека (вода помогает человеку содержать тело в чистоте, что способствует сохранению здоровья). Вода – источник всех земных благ человека.
2. Сосульки, снег, лед тают от любого источника тепла, превращаясь в воду.
3. Вода не имеет запаха, цвета, вкуса.
4. Дети научились бережно относиться к воде и экономить ее. Бережно относиться к родникам.
5. У детей сформировался устойчивый интерес к экспериментальным работам
4. Обогатился словарный запас и активизировалась речь.
5. Сформировалась мыслительная деятельности, память, слух, фантазия.
6. Воспитатели совместно с детьми оформили книгу сказок придуманных детьми «Путешествие капельки».
7. Родители оказывали помощь своим детям в оформлении работ по теме проекта, тем самым повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
1. О. А. Воронкевич, «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет», СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008.
6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
8. О. А. Скорлупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
14. Н. Ф. Виноградова «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.
15. Интернет-ресурсы: Maam.ru, Ns-portal