Татьяна Бирюкова
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данное методическое пособие лепбук «Вода – источник жизни» предназначено для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, развития памяти, внимания, речи. В дидактическом пособии представлена педагогическая практика, которая продолжительное время использовалась в работе с детьми. Суть рассматриваемых вопросов, при использовании дидактического пособия «Вода-источник жизни», позволяет систематизировать знания детей о воде, свойствах воды, ее состояниях, значении в жизни людей, правила пользования водой в игровой и доступной для детей форме и получить ответы на вопросы «Почему идет дождь?» или «Почему идет снег?», проделать опыты совместно с педагогом (об изменениях и превращениях воды, ее свойствах, о круговороте воды в природе).
Публикация «Методические рекомендации к дидактическому пособию „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
Дидактическое пособие раскрывает многофункциональность использования пособия при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в разных видах детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может быть использован воспитателями и родителями, детьми в самостоятельной деятельности.
Пояснительная записка
Актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Дети старшего дошкольного возраста начинают более осознанно понимать взаимосвязь между различными объектами и явлениями природы, их состоянием, свойствами. Необходимо расширять знания и представления о природном мире, воспитывать экологически грамотное поведение. Важно объяснить детям, что в природе все выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Что человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, стихий. Необходимо организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы дети стремились устанавливать взаимосвязи и делать выводы (как человек зависит от природы, как влияет на нее, причинно-следственные связи в природе и т. д.) Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать те игры, которые понятны им, доступны по возрасту и не противоречат принципам экологического воспитания.
Дидактическое пособие является ценным средством умственного воспитания и развития детей, оно активизирует психические процессы, вызывает у детей дошкольников живой интерес к процессу познания. Дидактическое пособие делает увлекательным познавательный процесс, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
С целью развития познавательной и исследовательской активности детей изготовлено дидактическое пособие лепбук «Вода - источник жизни».
Педагогическая значимость и новизна данного пособия
Являясь способом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, стимулирует детскую самостоятельность и инициативу.
Является педагогической практикой освоения ребенком окружающего мира, влиянием стихии, окружающей среды на ребенка;
Является ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно- образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересованность педагогов, родителей, детей в совместной деятельности.
2. Дети знакомы с удивительными свойствами и состоянием воды, с таким явлением природы как круговорот воды в природе, назначением воды, правилами пользования водой;
3. Активизация исследовательской, творческой, и практической эколого- ориентировочной деятельности детей.
Описание пособия :
Дидактическое пособие «Вода источник жизни» состоит из книги раскладушки 25 на 35см., изготовленного из картона и ламинированных картинок. Картинки содержат информацию: поговорки, пословицы, опыты, состояния воды, предоставлен круговорот воды в природе, интересные факты о воде, а также простые правила использования воды. В комплект входят карточки для игры «Три состояния воды», опыты с водой, загадки и пословицы.
Содержание пособия :
Данное пособие способствует актуализации знаний в разных областях детской самостоятельной и образовательной деятельности. Оно способствует развитию познавательного интереса, развитию памяти, мышления, речи, позволяет воспитать чувство ответственности за состояние окружающей среды, понимание своей роли в деле охраны окружающей среды.
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / под. ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2010
2. Мурадова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015
4. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014
5. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет)/сост. Т. В. Хабарова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96 с. – (Из опыта работы по программе «Детство»)
6. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2014. – 176 с.