Эльмира Мамбетова
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 5–6 лет»
▼ Скачать +Заказ
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 5-6 лет»
«Здравствуйте, уважаемые родители! И сегодняшнюю нашу встречу я бы хотела посвятить такому вопросу как, психологические особенности детей пятого, шестого года жизни.
Публикация «Родительское собрание „Возрастные особенности детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Возраст 5 - 6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. Детские психологи уверены, что именно в 5 лет происходит формирование характера, ребенок усваивает правила поведения в социуме. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать, понимать разницу между хорошим и плохим поступком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе.
Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ребенок познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, так как принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним.
Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующем.
Внимание становится все более устойчивым, сохраняется до 15-20 минут. Приобретается способность к распределению и переключению. Ребенок становится способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности у другому, удерживая при этом цель. Следовательно, у ребенка возникает такое важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в этом возрасте составляет в среднем 5-6 объектов.
Память. К 5-5.5 годам начинается формирование произвольно памяти. Т. е. ребенок способен самостоятельно, при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, также и на слух.
В 5 лет начинается развиваться логическое и образное мышление, важной становится способность к обобщению, рассуждению, анализу. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объясняются явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и пр.
Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре. Рекомендуемые игры с ребенком 5-5.5 лет – настольные игры на несколько игроков (лабиринты, квесты, «ходилки», конструкторы, любые формы ролевых игр (куклы и машины, дома и пр., игры на развитие мелкой моторики, аппликации, раскраски, игры в слова (например, называние профессий, подвижные игры. Компьютерные игры допускаются не более 10-15
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех 5 лет – важный период в развитии детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется многочисленных вопросах: почему? зачем? для чего? Они стремятся получить новую информацию познавательного характера. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он уже позволяет ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. Речь становится связной.
У пятилеток достаточно хороша развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, волнистые, делать несложные аппликации, складывать пазлы, собирать соответствующие возрасту конструкторы.
В эмоциональном плане этот период психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (1 и 3 лет, другие только предстоят (7 лет). В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, чаще всего делает так, как говорят взрослые. Почти всегда он пребывает в хорошем настроении, его все радует. В общении появляются предпочтения, может проявляться агрессия к тем, кто не нравится.
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Можете ли Вы?.
Могу и всегда так по-ступаю – А.
Могу, но не всегда так поступаю- Б.
Не могу-В.
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А Б В
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А Б В
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А Б В
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? А Б В
6. Поставить себя на место ребенка? А Б В
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц? А Б В
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? А Б В
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, ко-торые могут ранить ребенка? А Б В
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? Б В А
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? А Б В
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А Б В
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - в 2 очка.
Ответ «В» - в 1 очко.
30 - 39 очков
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.
Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
16 - 30 очков
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16 очков
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.
Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.