Екатерина Мануйлова
Родительское собрание во второй младшей группе «Возраст негативизма, строптивости и упрямства»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй младшей группе
Тема: Возраст негативизма, строптивости и упрямства.
Задачи:
- дать родителям знания о возрастных особенностях детей младшего дошкольного возраста, о кризисе 3-х лет, пополнить знания о воспитательном значении поощрений и наказаний, дать практические рекомендации;
- развивать у родителей способность разрешать проблемные ситуации, возникающие в ходе общения с ребёнком, обусловленные его возрастными особенностями;
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Возраст негативизма, строптивости и упрямства“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
-дать практические рекомендации родителям по разрешению конфликтов между детьми;
- развивать у родителей умение анализировать и оценивать собственные воспитательные воздействия на детей, особенностями;
- рассказать родителям о воспитательном значении поощрений и наказаний, о важности меры в использовании этих методов в воспитании детей;
Форма – диалог-клуб с решением практических ситуаций, видеозапись «Няня спешит на помощь», буклеты с рекомендациями психолога.
Методы активизации: использование примеров, вопросов, рекомендаций, анализ педагогических видео ситуаций.
План родительского собрания.
1. Вводная часть:
1.1. Вступление.
1.2. Небольшой диспут
1.3. Обобщение ведущего
2. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть. Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.
2.2. Анализ фрагментов телепередачи «Няня спешит на помощь»:
- знакомство с ситуацией в семье (время от 4 - 5.03 мин.)
- анализ ситуации в семье няней (5.45-6.22)
- ситуация ухода мамы от детей (6.33 – 10.24)
- ситуация с детьми в супермаркете (12.30 – 14.29)
- игра-тренинг «Семейные узы» (17.23 – 20.50)
- анализ ситуации в семье мамой (23.00-27.50)
- итог работы няни в семье (46.00 48.00)
2.4. Обмен мнениями об увиденных фрагментах передачи.
2.5. Рекомендации педагога-психолога по приёмам воспитания послушания у детей.
2.8. Справочное бюро (вопросы к специалистам).
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов родительского собрания.
Ход родительского собрания
1. Вводная часть.
1.1. Вступление.
Ведущий: - Все мамы и папы мечтают. Чтобы их дети не ссорились, и в будущем стали хорошей поддержкой друг другу, но, увы, нет такой семьи, где родителям не приходилось бы разрешать конфликты между братьями и сёстрами в семье и сверстниками в детском коллективе. Довольно часто мы не знаем, как реагировать на бесконечные ссоры, драки и соперничество у детей. С одной стороны, трудно играть роль миротворца, быть объективным и справедливым, когда нервы из-за минувшего дня на пределе. С другой стороны, стоит родителям проанализировать причины этих явлений, как их многое проясняется. Причин детской агрессии множество. Сегодня мы поговорим о них, о том, как их преодолеть, дадим практические советы и рекомендации.
1.2. Небольшой диспут.
- Часто родители жалуются на непослушание и упрямство детей.
- Что Вы понимаете под словом «Послушание»?
Резюме ведущего:
- Послушание – первая и очень важная ступень дисциплинированности. Послушание надо начинать воспитывать с того момента, как ребёнок станет понимать требования окружающих. Активное послушание подразумевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно основано на том. Что ребёнок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет. Интересно отметить, что особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских семьях. Считалось, что если ребёнок не чтит отца, то он не чтит государя, ни Бога.)
- С какими трудностями Вы сталкивались в воспитании послушания детей?
(ответы родителей)
- Давайте обсудим вместе ситуацию. Вот пример: Глеб собрался гулять.
- Надень пальто, - говорит отец.
- не надо, на улице тепло, - возражает мать.
- Надень! – приказывает отец.
- Не надо, - настаивает мать.
Мальчик не знает, кого слушать.
- Каковы последствия подобных воздействий на ребёнка?
- как Вы относитесь к слепому послушанию?
(ответы родителей)
Резюме ведущего:
- Слепое послушание может стать опасным. Детям следует объяснять, почему надо выполнять требования взрослых. Взрослым следует предъявлять свои требования спокойно, контролировать при этом поведение ребёнка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребёнок не выполняет, то требование следует повторить ещё раз, но более категорично и требовательно. Если ребёнок не слушается и в этом случае, оставьте его в покое, не упрашивайте и не обращайтесь с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена Надо заставить считаться ребёнка с вашими требованиями. Важно, чтобы у него накапливался опыт послушания.
Ситуация для анализа:
Вова решил строить мост.
- Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, - говорит мама.
- Ну, тогда я возьму самосвал, - решил мальчик.
Но мама не довольна.
- Я только что пол вымыла, лучше книжку посмотри.
-Однако книжка сына не интересует.
- Пойду, погуляю.
Но мама напоминает, что сын недавно болел, а на улице сыро.
- Что можно посоветовать маме?
Резюме ведущего:
- Важно помнить, что если вы что-то запрещаете ребёнку, то следует что-то разрешить ему другое, но безопасное и интересное для него.
2. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть.
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие.
- Третий и четвёртый год жизни ребёнка… Кажется, совсем недавно перед вами было беспомощное существо. Теперь ваш ребёнок многое умеет, он борется за свою самостоятельность. Ребёнку живётся труднее, чем взрослому. Его постоянно оценивают, что бы он ни сделал: хорошо – хороший мальчик; плохо – плохой мальчик. Нам сегодня предстоит откровенный разговор о том, как не превратить жизнь ребёнка в вечный экзамен, а мы бы не были вечными экзаменаторами. Даже в течение одного дня нам приходится принимать решения о наказании, поощрении ребёнка. Как избежать ошибок, найти меру? Прежде всего, очень важно помнить о возрастных особенностях детей. Что же характерно для детей 3-4 лет? Прежде всего, бурное развитие, бурный физический рост. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать. Конец этого возраста – ещё один трудный период в совместной жизни взрослого и ребёнка. На новом витке развития повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства и строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости» и т. д. Этот кризис доставляет хлопот больше чем предыдущий, скорее всего это связано с тем. Что ребёнок стал намного самостоятельнее, менее независим, имеет достаточно высокую самооценку, позволяющую отстаивать свои права. А сейчас поговорим о том, что характерно для периода так называемого «кризиса трёх лет». Для него характерен целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название «семизвездие» симптомов.
Первый симптом – ярко выраженный негативизм. Это не просто непослушание, а желание и стремление делать всё наоборот.
(примеры негативизма: «- иди погуляй! – Не хочу!», и др.)
- О чём важно помнить и какие ошибки не следует допускать при появлении негативизма?
1. Повышенная требовательность в приучении к порядку без учёта реальных требований.
Малыш не может регулировать своё поведение, а родители выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребёнок обязан делать и уметь, без учёта его представлений и желаний (бесполезно требовать от ребёнка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не брал в руки бездомного котёнка и т. д. У детей нет врождённого стремления к чистоте. Эти качества могут быть сформированы только в процессе длительного воспитания.
2. Важно какие отношения кроются между ребёнком и взрослым!
Второй симптом кризиса – упрямство, которое отличается от настойчивости: ребёнок добивается своего только потому, что он так захотел. Малыш может долго и упорно отказываться от прогулки или идти домой исключительно потому, что он не желает изменить своего решения.
Третий симптом кризиса – строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребёнку ничто не нравится из того, что он делал раньше: он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу.
Четвёртый симптом – своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Остальные три симптома встречаются реже:
Первый – бунт против окружающих. Ребёнок как будто находится в состоянии жёсткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя агрессивно.
Другой симптом – обесценивание ребёнком личности, близких.
Так малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которых ранее никогда не употреблял. Так же он резко меняет своё отношение к игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.
И наконец, в семьях с единственным ребёнком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих (ревность, агрессия к младшим).
В центре кризиса 3-х лет стоит бунт ребёнка против авторитарного воспитания.
2.3. Анализ фрагментов телепередачи «Няня спешит на помощь»:
Ведущий: - Приёмы воспитания послушания у детей хорошо освещены в телепередаче 2007 года «Няня спешит на помощь». В настоящее время эти передачи можно посмотреть в интернете. Суть передачи состоит в том, что родители обращаются в передачу с просьбой о помощи. В семью приходит педагог-психолог, анализирует ситуацию в семье по воспитанию детей, даёт конкретные рекомендации, обучает приёмам воспитания. Всё это длится 10 дней. В конце обязательно семью ждёт сюрприз. Именно через просмотр этих передач можно многое взять для воспитания своих детей, а может быть и увидеть свою конкретную ситуацию. Сейчас мы предлагаем вам фрагменты этой передачи из жизни одной семьи.
- знакомство с ситуацией в семье
- анализ ситуации в семье няней
- ситуация ухода мамы от детей
- ситуация с детьми в супермаркете
- игра-тренинг «Семейные узы»
- анализ ситуации в семье мамой
- итог работы няни в семье
2.4. Обмен мнениями об увиденных фрагментах передачи.
- Какие фрагменты и ситуации вам напомнили свой опыт в воспитании детей?
- Что вы бы хотели применить в практике своего воспитания детей?
2.5. Рекомендации педагога-психолога по приёмам воспитания послушания у детей.
Ведущий:
2.6. Справочное бюро (вопросы к специалистам).
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов родительского собрания.
Ведущий: - Завершить разговор хочется словами С. Соловейчика – писателя, знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть» и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед вами не враг, а собственный ребёнок».
(Воспитатель предлагает родителям буклеты с рекомендациями по воспитанию послушания у детей)