Ольга Кострикова
Родительское собрание «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Иланский детский сад № 50»
Воспитатель Кострикова О. В.
Родительское собрание во второй младшей группе.
Тема: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей»
Цель: формирование представления родителей о роли пальчиковых игр в развитии речи детей.
Задачи:
• дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;
• заинтересовать проблемой;
• приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи;
Публикация «Родительское собрание „Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
План:
1. Значение и роль пальчиковых игр в развитии речи детей.
2. Мастер-класс для родителей (показ правильного выполнения пальчиковых игр).
Ход собрания:
Уважаемые родители мы рады приветствовать вас на сегодняшней нашей встречи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель.
Кант писал «Рука – это своего рода внешний мозг» .
Все эти выводы не случайны.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
1. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех - четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т. п.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Как нужно разучивать игры :
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
2. Начните с простых пальчиковых игр :
Давайте попробуем с вами поиграть.
Солнце вышло из-за тучки
Солнце вышло из-за тучки. Кулак разжимается.
Побежал по небу лучик! Пальчики растопырены, шевелятся.
Лучик на нос Ване сел, Указательным пальчиком дотроньтесь до носа малыша.
А потом улетел! Спрячьте руку за спину.
Ёжик
Вышел ежик на дорожку,
У него – четыре ножки! Прикоснитесь кончиками пальцев к столу, сымитируйте пальчиками шаги
У него – иголки Раскройте ладошку,
Будто бы у елки! Растопырьте пальцы.
- Пальчиковые игры – не единственное средство развития мелкой моторики рук ребенка. Например, можно дать малышу макароны – пусть сидит, перебирает. Что лучше помогает развивать координацию рук?
- Конечно, можно и даже нужно использовать все возможные способы развития мелкой моторики рук ребенка (игрушки, рисование, лепка и т. д.). Но пальчиковые игры обладают весомым преимуществом: ребенок осваивает их в процессе живого и эмоционально-насыщенного общения со взрослым.
Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.
Надеюсь все наши советы вам пригодятся.