Наталья Слепнева
Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста.
Повестка дня:
1. О важности развития мелкой моторики рук
2. Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Публикация «Родительское собрание во второй группе раннего возраста „Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Вручение памяток по теме родительского собрания : «Картотека пальчиковых игр».
Ход собрания
1. О важности развития у детей мелкой моторики рук.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада всех вас видеть! Хочется услышать от вас короткий рассказ о том, что изменилось, а может быть и нет, в вашем ребёнке. Какие вопросы у вас возникли после первых месяцев пребывания вашего ребёнка в детском саду?
(Ответы родителей….
Сегодня на собрании мы с вами поговорим о развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания; застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.)
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
2. «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка»
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.
Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. д.
Предложите малышам порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди становится на бумагу. Так получается салют, бусы или еще что-нибудь.
Предлагаю вам игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берет яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны).
«На лыжах»
На столе пред ребенком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребенок ставит на них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигается на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«Спрячь платочек»
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
«Фонарики»
Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли, разжать (фонарики зажглись).
«Домик»
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (разгибать пальцы).
Вышли пальчики гулять (сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
Сейчас я хочу предложить вам некоторые игры и упражнения, используемые нами в детском саду и в которые вы можете поиграть со своими детьми дома.
Начнём с массажа пальцев рук, что, активизирует работу внутренних органов. Считается, что большой палец — отвечает за голову; указательный — за желудок; средний — за печень; безымянный – за почки; мизинец – за сердце. Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью, потираем ладонь и похлопываем.
В нашей педогогической практике созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза – рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее назначение.
Предлагаю поиграть вам в любимую всеми малышами пальчиковую игру «Давайте познакомимся»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Родители поочерёдно дотрагиваются пальцами левой руки до пальца правой (показывают его, начиная с большого (дедушка, и заканчивая мизинцем (я). На последние слова разжимают и зажимают ладони в кулак (вот и вся моя семья)
У вас на столах тарелочки с крупой. Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр. Рассыпьте манную крупу тонким слоем по подносу. Проведите пальцем по крупе. У вас получается яркая контрастная линия. Сначала рисуем несколько хаотичных линий. Затем пробуем нарисовать предметы, буквы, цифры и т. д.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сортировщик». Вам надо рассортировать фасоль по цвету – переложить из тарелки – белую отдельно от цветной. Это упражнение наряду с мелкой моторикой, развивает ещё такие качества у ребёнка как усидчивость, внимание.
Дети и взрослые знают и любят сказку «Золушка». Все мы помним, как мачеха заставляла падчерицу перебирать разные крупы. Следующее игровое упражнение так и называется «Золушка». Кому достались смесь гороха с манной крупой, надо отделить крупы с помощью сита; а у кого гречневая крупа и горох перебрать вручную.
Кто же из нас не любит сюрпризы! Следующая игра «Найди сюрприз». Родителям, кому достались синие мисочки, надо найти спрятанный в пшене предмет и определить на ощупь, что это.
Много упражнений можно придумать с пуговицами. Возьмите пуговицы разного цвета и размера. Выложите любое изображение. Проявите фантазию. Смотрите, сколько всего интересного у вас получилось. А представьте, как это будет интересно детям! А если ещё вместе с детьми изготовить различные панно с застёжками, пуговицами, крючками, на липучках и т. п.
Преимущество этих игр заключается в том, что они почти не требуя никаких затрат, способствуют развитию детей, а самое главное, нравятся им.
Занимаясь с ребенком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, дети легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 минут. Лучше выполнять небольшое по объему задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребенком.
Уважаемые родители!
Ещё раз посмотрите на все предметы, которые находятся перед вами на столах. Обратите внимание на маленькие фигурки животных и людей. Это персонажи пальчикового театра.
Пальчиковый театр – это увлекательная игра, которая:
• стимулирует развитие мелкой моторики;
• знакомит ребёнка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
• помогает развивать пространственное восприятие,
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• активизирует речевые функции, обогащает словарь ребёнка и формирует творческие способности.
Как вы понимаете, игр, игровых упражнений по нашей теме очень много, и каждый из вас может придумать что- то своё. А как будет здорово, если вы это сделаете вместе со своим ребёнком.
Не забывайте, что пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять. А сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает чёткость речи, совершенствует память и воображение
Помните: руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не стоит ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. И только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь помогут добиться хороших результатов.
Вот и подошла к концу наша встреча. Я благодарю всех родителей за активное участие в работе. Пусть дети радуют вас своими успехами.
И примите в качестве решения по итогам нашей встречи эти памятки.
Список используемой литературы:
1. Узорова О. В. Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика-М. ,АСТ,2004.
2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. -М. ,АСТ,2004.
3. Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков - Издательский дом «Карапуз»2002.
4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторику рук у детей раннего возраста-«МОЗАЙКАСИНТЕЗ» 2007.
5. Цвынтарий В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт- Петербург, 1999.
6. Галянт. И., Галянт М. Пальчиковые игры//Дошкольное воспитание2003№ 1.
7. Синицина Е. Умные пальчики. МЛ999.
8. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. -М. 2007.
9. Мебельская Н. Г. Физкульт-минутки на логопедических занятиях. «СЕРА»2008.
10. Никитини Л. В. Пальчиковые игры и упражнения на координацию слово с движением КАРО 2009.
11. Лыкова И. А. Рисуем пальчиками МГП- Санкт- Петербург 2009.