Юлия Ивлева
Родительское собрание во второй группе раннего возраста «Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Значение речи в общем развитии ребенка.
Всем известно, что значение речи для развития психики ребенка очень велико. Дети, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, согласовывают свои действия.
Публикация «Родительское собрание во второй группе раннего возраста „Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Работа по развитию речи детей должна проводиться очень серьезно в первые три года жизни ребенка. Для правильного развития речи ребенка необходимо с ним разговаривать с первого дня жизни. Общение с малышом должно быть эмоциональным и радостным. Когда ребенку около года, взрослые стараются добиться повторения слов. У девочек это удается до года, у мальчиков - немного позже. Разговаривая с ребенком и добиваясь от него повторения слов, важно сосредотачивать внимание именно на том предмете, о котором идет речь. Нельзя предупреждать желание детей прежде, чем они успеют выразить их словами. Иначе, ребенок будет все понимать, правильно реагировать на слова, но сам будет изъясняться жестами и звуками.
Сами взрослые должны следить за своей речью, слова выговаривать правильно, ритм речи не должен быть быстрым. Разговаривать с малышом следует несколько раз в день по 3-5 мин., соблюдая условия: ребенок должен видеть лицо говорящего, взрослый говорит четко и не быстро, говорит о том, что на данный момент привлекло внимание ребенка. При формировании понятий ребенок должен действовать с предметом (игрушкой, ложкой, бутылочкой).
Существуют этапы развития речи: лепет, слоги, слова, простые предложения, распространенные предложения. Если у ребенка не происходит плавного перехода от этапа к этапу и он останавливается на начальных этапах развития речи, то родителям следует проявить беспокойство и обратиться к специалистам (дефектологам, логопедам, физиологам).
2. Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития детей.
В чем же причина задержки речи? Последние исследования ученых показали зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Ученые дефектологи и невропатологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Таким образом, тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого.
3. История возникновения педагогической технологии пальчиковых игр.
Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873г. Выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. В те времена не могло существовать теоретического обоснования данного способа, Фребль делал заключения на основе собственных наблюдений.
4. Виды упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Согласно международной классификации игры, совмещающие в себе движения пальцев с короткими ритмическими стишками, подразделяются на два типа. Первые – собственно пальчиковые игры, сидячие. Вторые – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
5. Особенности проведения пальчиковых игр.
Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук. Они расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности использую в основном движения первых трех пальцев, что постоянно активны в быту. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне зоны и в повседневной жизни обычно пассивны. Особое внимание к упражнениям с использование безымянного пальца и мизинца следует уделять детям с 2-2,5 летнего возраста, т. к. самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.