Элина Кругликова
Родительское собрание «Вальдорфская педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Я с сентября 2015 года начали вплотную заниматься развитием педагогики в своей группе. Мы набрали новую после выпуска наших любимчиков группу - группу разновозрастную и теперь работаем по программа Березка. Уже сейчас вижу положительные результаты, но вот как это все начиналось что мы рассказывали родителям и рассказываем новичкам, я думаю и опытным педегогам, незнакомым с методикой будет интересно услышать
Программа «Березка» направлена на поддержку экологии детства,
учитывает сензитивность и психофизиологические закономерности разных
периодов дошкольного возраста. Полноценное проживание ребёнком всех
Темочки:
этапов детства, обогащение детского развития происходит при овладении им
различными видами специфически детской деятельности.
Авторы программы убеждены в том, что вальдорфская педагогика
раннего и дошкольного детства имеет в своем арсенале средства,
наработанные в длительной практике и обоснованные теоретически, для
успешной реализации принципов и достижения целей, сформулированных в
ФГОС дошкольного образования.
Такое убеждение авторов основывается на том, что:
1) Вальдорфская педагогика раннего и дошкольного возраста
основывается на принципах и ценностях, общих с традиционной
отечественной дошкольной педагогикой и нашедшей свое выражение в
ФГОС дошкольного образования, как-то: понимание детства как
уникального, самоценного периода в жизни человека, поддержка инициативы
детей в различных видах деятельности, диалогический характер
взаимодействия взрослого и детей, построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,
приобщение детей к социокультурным ценностям и нормам, тесное
сотрудничество с семьями воспитанников и др.
2) Эффективность вальдорфского подхода и методики в этих и других
направлениях подтверждается многолетним опытом и исследованиями
[1,9,10,22,23,26,27].
В последующих подразделах данной главы будут конкретно описаны
особенности реализации заявленных целей и задач. Авторы убеждены, что эти
особенности являются в то же время и преимуществами предлагаемой
программы.
2.1 Особенности и преимущества программы
Предлагаемая программа имеет ряд особенностей и преимуществ, о
которых свидетельствует многолетний практический опыт и исследования. В
этом разделе программы мы рассмотрим только некоторые из них - подход к
планированию и эффективному использованию времени, качество
взаимодействия, общения и усвоения ценностей, работу в разновозрастной
группе и подход к свободной игре. Другие особенности достижения
заявленных целей, например, целей, связанных с отдельными
образовательными областями, будут рассмотрены в соответствующих
разделах программы.
10
Имеющиеся исследования работы вальдорфских детских садов пока
немногочисленны, но они говорят о том, что вальдорфская методика
является эффективной в области развития у детей телесного и двигательного
опыта (Е. Н. Чернышева) [26,27], социально-нравственных качеств
(Е. О. Смирнова, В. А. Бутенко) [22,23], творческих способностей
(А. Л. Антонюк) [1], познавательных процессов (В. К. Загвоздкин) [9,10]. Это
является надежной основой для гармоничного и успешного вхождения в
ситуацию ученичества в школе.
Если родители хотят отдать ребенка в вальдорфский детский сад, то
важно, чтобы они делали это сознательно. Необходимо, чтобы родители
были проинформированы о программе детского сада, понимали принципы
подхода к ребенку в вальдорфском детском саду, чтобы не возник диссонанс
между воспитательными принципами семьи и детского сада, а также чтобы у
родителей не сформировались неадекватные ожидания в отношении
образовательных, развивающих занятий с детьми.
Во время первой беседы, помимо прояснения вопроса о мотивации
родителей и об их ожиданиях, воспитатели в общих чертах информируют
родителей о направлении и принципах работы своей организации и о
возможных формах сотрудничества семьи и детского сада. При этом
родители должны взять на себя определенные минимальные обязательства,
например, посещение родительских собраний, а также определенные формы
общения между воспитателем и родителями в присутствии детей. Так как
концепция вальдорфского детского сада исходит из идеи примера и образца,
как основного способа воспитания, то в присутствии детей необходимо
демонстрировать формы поведения, которые могут служить такими
образцами. Например, при встрече родителей и воспитателей нужно зримо
проявлять доброжелательное отношение и здороваться, а когда родители
забирают детей - прощаться14. Не допускаются никакие формы
неуважительного отношения между родителями и воспитателями
(персоналом детского сада) в присутствии детей, а также критика детского
сада в присутствии детей дома. Создание уважительных и открытых
человеческих отношений, в атмосфере которых находятся дети, - это
важнейшая составная часть социального и морального воспитания в
вальдорфском детском саду.