Колеснова Татьяна Николаевна
Родительское собрание в старшей группе в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» и развивающие игры ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх.
Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеовопросами от детей, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, маски.
Форма проведения : интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Ход мероприятия:
Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны — ТРИЗ.
Темочки:
- Викторины по мотивам телепередач
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Заставка «ТРИЗ».
Прежде чем мы отправимся в эту удивительную страну, нам хотелось бы немного с вами поиграть. Помните сказку «Теремок», предлагаю сыграть её в изменённом виде.
Каждый игрок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Один из игроков — хозяин теремка, а остальные гости по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный) и проводит с хозяином следующий диалог:
Тук, тук, кто в теремочке живёт?
Я, яблоко. А ты кто?
А я вишня. Пустишь меня в теремок?
Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. ( Н-р: и у вишни и у яблока есть что-то внутри, оба растут на дереве, поспевают летом). После этого гость заходит в теремок. Вошедший гость становиться хозяином, а бывший гость уходит в «почтенные». Итак, пока все играющие примут участие.
Воспитатель:
Скажите, трудно ли вам было нестандартно мыслить, выделять общие признаки путём сравнения.
Воспитатель:
Что же такое ТРИЗ?
ТРИЗ — расшифровка аббревиатуры: теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель — фантаст Генрих СауловичАльтшуллер.
Воспитатель:
Предлагаем вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь. Эти игры не требуют какой –либо подготовки, важно только ваше внимание и желание ребенка.
Одно из главных направлений ТРИЗ- знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть- противоречивой. Мы должны донести до наших ребят, что во всяком плохом есть доля хорошего, и наоборот.
Итак, игра «Что? Где? Когда?» начинается. Прежде, разделитесь на команды по цветам бантиков и займите места за столами.
Воспитатель:
Нам поступили видеовопросы от детей нашей группы. Вопросы и задания будут появляться на слайде, ваша задача внимательно выслушать и ответить на вопрос.
1 вопрос от Коли Р. :
Он хочет знать «Книга это хорошо или плохо?»
Команда № 1 будет называть положительные стороны, а команда № 2 отрицательные стороны.
Картинка КНИГА — это:
Хорошо:
Можно читать интересные сказки, стихи;
Рассматривать красочные иллюстрации;
Дарить в подарок;
Узнавать много новой информации.
Плохо:
Может порваться, так как она бумажная;
Может быстро истрепаться;
Может потеряться;
Может намокнуть.
2 вопросот Саши К. :
Он просит назвать «Что лишнее» и объяснить почему?
(командам вручается письмо с заданиями)
Команде № 1: - Снег, помидор, халат врача, вата (по цвету все белое, кроме помидора).
- Сосулька, мороженое, только что сваренный суп, снег) (по температуре, все холодное, а суп горячий).
Команде № 2:- Конфета, чеснок, лук, таблетки (по вкусу все горькое, кроме конфеты)
-Вата, гиря, пёрышко, снежинка (по весу все лёгкое, а гиря тяжёлая).
3 вопрос отВики П. :
Она дала шуточные имена-дразнилки картинкам, а родители должны угадать, о чём идёт речь и выбрать нужную картинку (раздаются картинки).
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки… — глаза.
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка… — лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка… — молоток.
Указывалки, предпреждалки, запрещалочки… -дорожные знаки.
4 вопрос от Веры С. :
Его интересует «Что бы это могло быть?»
Команда № 1:
Круглый+звонкий=(бубен, мяч, будильник)
Пушистый+серый=(котенок, свитер, щенок)
Команда № 2:
Гладкий +холодный=(сосулька, лёд)
Сильный-добрый=(волк, Змей Горыныч, Бармалей)
5 вопрос задаёт Андрей М. :
Он предлагает вам попробовать загадать шуточные загадки к картинкам самостоятельно (картинки на слайде).
Команде № 1: -кошка. (Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка)
Команде № 2: -пылесос. (Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка)
6 вопрос от Алёны К. :
Она интересуется, «Как будет наоборот?» (картинки на слайде)
Команде № 1:
горячий — холодный
большой — маленький
Северный полюс — Южный полюс
добрый — злой
Команде № 2:
радужный — (бесцветный)
колючий — (гладкий)
пустой — (полный)
старый — (молодой)
7 вопрос задала Даша П. :
Она хочет знать «Что умеет делать?» (картинки на слайде)
№ 1 команде: Рыба; Ветер.
№ 2 команде: Дождь; Листок.
8 вопрос: задание от Тани К. :
Она просит, описать картинку, находящуюся в конверте, не называя ее, и не используя глаголы (раздаются конверты с картинками).
Команде № 1: Айболит
Команде № 2: Карлсон
Миша Ч. задаё т следующий вопрос:
«Знаете ли вы, что бывает?»
Команде № 1: — овальным и жёлтым? (конфеты, бусины, ягоды)
Команде № 2: — холодным и гладким? (лёд, сосулька, снег, иголка)
Настя Б. приготовила следующее задание:
Игра «Одна загадка — сто разгадок».
Она предлагает подбирать слова к функции предмета.
Что такое?
Светилка — окно, солнце, свеча, фонарь, сот. телефон.
Хранилка — шкаф, сундук, карман, мешок, сейф.
Смотрилка — глаза, бинокль, очки, лупа, телескоп,
Варилка — кастрюля, скороварка, живот, чайник.
Горелка — костёр, свеча, пожар, зажигалка.
Возилка — тележка, велосипед, поезд, самолет, машина.
Заключительное задание от Владика Б. :
Он приготовил для вас вопросы, с помощью которых вы дома вместе с ребёнком придумаете свою сказку. Текст записываете и рисуете к ней иллюстрации. А мы поможем оформить большую книгу сказок.
Воспитатель:
Наша игра закончилась. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
Воспитатель: в заключении хочу сказать, что нам было очень приятно работать с вами сегодня, а какое ваше мнение о нашей встрече? Выразите его с помощью масок. На столах у вас карандаши и безликие маски. Предлагаю вам дорисовать маску так, чтобы она отражала ваше впечатление от сегодняшнего вечера.
До свидания! До новых встреч!
Литература:
1. Димитрова Т. В. Сто фантазий в голове, Самара, 1996 г.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 г.