Лучший педагог года

Родительское собрание в старшей группе «Путешествие в прошлое-русскую избу»

Нина Потапова
Родительское собрание в старшей группе «Путешествие в прошлое-русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников, привлечение родителей к данной проблеме.

Задачи: Расширять представления родителей о значении духовно – нравственного воспитания, способствовать расширению словарного запаса; показать ценность духовного богатства русского человека, воспитать уважение к особенностям русского характера, к традициям, к предкам; привлечь родителей к участию мероприятий, проводимых в ДОУ; способствовать сплочению родительского коллектива, формировать доброжелательные отношения между родителями и воспитателями группы, обмениваться положительным опытом семейного воспитания, знакомить с особенностями русской избы и значимости её в жизни каждого человека.

Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Путешествие в прошлое-русскую избу“» размещена в разделах

Подготовка к собранию : Анкетирование родителей по предложенной теме; изготовление пригласительных открыток; опросы детей по теме в виде записи на диктофон; разучивание с родителями русских народных песен и игр; знакомство детей с информацией о семи основных местах в русской избе; заготовка солёного теста; подготовка пособий в мини – музее «Русская изба»; выпечка блинов для сюрпризного момента.

Материал: Экспонаты мини – музея «Русская изба», пригласительные открытки, мультимедио, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы для детей и родителей, блины, чай, солёное тесто, доски для лепки, красивая подушечка.

Ход собрания:

Звучат русские народные мелодии, родители проходят в мини – музей «Русская изба»

Воспитатель: Уважаемые родители, приглашаю Вас пройти в наш мини – музей «Русская изба».

- Самое нужное и самое трудное для семьи и страны – это воспитать человека. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно начинается у детей с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни связывают детей с родным домом и местом, где он живёт. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят дети перед собой, чему они изумляются и что вызывает отклик в их душе…

Как говорят: «Родителей не выбирают», так же нельзя выбрать и страну, в которой ты родился. Она может быть, как мать и отец, заботлива или неласкова, но настанет время, когда каждому придется определить свое отношение к ней. Чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего отечества, так как святые темы, имена, даты требуют бережного отношения.

А. С. Макаренко писал: «Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги». Поэтому, наши задачи, в деле воспитания детей, должны совпадать.

Мы надеемся, что дети, наши дети, будут счастливее нас, духовно богаче. Главное – это не упустить время, преградить дорогу всему дурному. И если «Человек начинается с детства», то именно в детстве присутствует посев добра.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и гордость за свой народ и свою Родину. В связи с этим нашим коллективом было принято решение создать в ДОУ мини – музей «Русская изба». Предлагаю Вашему вниманию фото и видео материалы из архива ДОУ об открытии мини – музея.

(Презентация открытия мини – музея «Русская изба)

Воспитатель: Прежде хочется отметить, что наш мини – музей создан коллективом педагогов нашего детского сада и наполнен экспонатами, которые также приносили сотрудники детского сада, наши родители и просто люди, узнавшие о нём. С его помощью мы учим детей понимать, что у людей и у вещей есть своя история, знакомим с культурой, прошлым и настоящим, с традициями и обычаями, развиваем потребность в желании узнать о наших предках и их жизни.

А сегодня поговорим мы с Вами о прошлом нашего русского народа, о наших предках, их традициях, о русской избе и значимости её в жизни каждого человека.

Чтобы стать ещё ближе к прошлому и окунуться в него, предлагаю Вам надеть русские костюмы. (Костюмы могут быть надеты заранее).

Дом для человека – это его крепость, это микрокосм (мир малых величин – мир атомов, электронов, преимущественно о человеке) в макрокосме (мире больших величин, своё, противостоящее чужому.

(После каждого ответа родителей – показ слайда)

Скажите, как назывался дом во времена наших предков? (изба) Конечно, изба, это старинное название деревенского дома.

А как ещё называли избу? (сруб) Почему избу называли срубом? (Сруб – стены рубленного деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен, потому что их рубили топорами. Делали избы из сосновых, иногда – дубовых, цельных брёвен. Укладывали брёвна одно на другое («в клеть») с большим умением так, чтобы они плотно держались между собой, а между брёвнами набивали мох, для тепла).

- Народные умельцы в старину строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.

- Как называли людей, занимающихся этим ремеслом? (Плотники).

- Чем покрывали крышу у избы? (Соломой). Правильно, солому связывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями.

- А ещё чем, кроме соломы? (Дранкой - колотыми сосновыми дощечками; тёсом - досками, которые рубили топором, а не пилили, так как они были прочнее). Тёс считался самым дорогим покрытием. Ровное, без сучков бревно раскалывали вдоль несколько раз, обтёсывали, получались доски.

- Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Как назывались такие украшения и каково было их назначение? (Эти украшения считались оберегами (предметы оберегающие, охраняющие от чего либо – молний, нечистой силы и т. д.). На крыше плотник крепил (рубил) голову лошади – «конёк дома», который так же являлся оберегом. В старину говорили : «Конь на крыше – в избе тише».

- Конечно, каждый из Вас знает, что дерево, которое является символом России называется (берёза). Деревенский люд любил и уважал его и часто водил хороводы и затевал игры под берёзками.

Предлагаю Вам посмотреть выступление наших детей: (Хоровод «Во поле берёза стояла», (Песня о России).

- А теперь, милости прошу в нашу избу. Присаживайтесь на лавки. «Сядем рядком, да поговорим ладком».

Человек, устраивая своё жилище, уподобляет его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрирует взаимоотношения человека с окружающим миром.

В русской избе люди выделяли семь основных мест и с уважением относились к каждому из них. Сейчас наши дети расскажут о каждом из них, а Вы дополните.

Ребё нок: Одно из них – дверь. Вот мы вошли в избу, переступили порог, что может быть проще! Но для хозяина дома, это не просто дверь – это граница между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь в дом может проникнуть и злой человек, и нечисть (нечистая сила, лешие, домовые). Поэтому дверь закрывали на что? «Маленький, пузатенький, весь дом бережёт» - замок должен уберечь от недоброжелателя. Однако, кроме засовов и затворов, люди защищали свои жилища символическими способами: крестами, крапивой, обломками косы или ножа, подкладывая их под порог. Перед дальней дорогой существовал обычай «присаживания», путнику запрещалось смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать впереди себя.

Воспитатель: Уважаемые родители, а что Вы можете нам рассказать об этом или спросить?

- Оглянитесь. Мы с вами в светлице. Что сразу же бросается в глаза? - Правильно – печь.

Ребё нок: «Стоит девица в избе, коса на дворе».

- Печь в доме служила источником тепла, местом приготовления пищи, местом для сна, использовалась при лечении различных заболеваний.

- В печи купали маленьких детей, чтобы не простудить их.

- Печь служила связью поколений. Мать передавала своё умение дочери. В народе говорили: «Печь – греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу».

- У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было ссориться, ругаться в доме, говорили «а то печь услышит». Люди считали, что под печкой живёт домовой, покровитель дома.

- Печь объединяла всю семью: зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы (члены семьи и родственники, живущие в этой семье, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно делали несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили, а дети играли в самодельные игрушки: куклы, казанки, палочки и др.

Инсценировка с родителями и детьми «У печи». (Народная песня, работа хозяина, игры с тряпичными куклами и казанками).

Воспитатель: Дорогие родители, как Вы думаете. Какое место в избе считалось священным? (красный угол).

Ребё нок: В русской избе, по диагонали от печи располагался красный угол, где мы видим иконы, библию, молитвенные книги, изображения предков – те предметы, которым предавалась высшая человеческая и культурная ценность. Красный угол, священное место в доме, что подчё ркивается его названием: красный, красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный угол. Здесь трапезничали (ели, молились богу, благословляли на какое – либо дело, к красному углу старались ставить изголовья постелей. В красном углу совершались обряды, связанные с рождением детей, венчанием – свадьбой и похоронами.

Воспитатель: Уважаемые родители, может ли кто-нибудь из Вас сказать, как называли стол в старину? (божья ладонь)

Ребё нок: Неотъемлемая часть красного угла – стол, это ещё одно главное место в русском доме. Уважительное отношение предков к тривиальному предмету интерьера объясняется так. В старину - стол считался ни много ни мало – «божьей ладонью». А значит любое кушанье, появлявшееся на нём, есть милость всевышнего. Стало быть, чтобы не гневить Господа, простые смертные просто – таки обязаны с большим почтением относиться ко всем яствам, но и к столу, на котором они выставлялись. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная и праздничная жизнь человека, за стол сажают гостя, кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом. На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь.

Воспитатель: А теперь я попрошу Вас разделиться на 2 команды. Каждая команда будет по очереди отгадывать загадки о всём том, что было в русских избах в то время.

- Стоит толстячок, подбоченивши бочёк

Шипит и кипит – всем чай пить велит /самовар/

- Старая бабка по двору шныряет, пыль поднимает /метла/

- В избе – изба, на избе – труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идёт /печь/

- Чёрный конь скачет в огонь /кочерга/

- Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,

Людям отдаёт, а сам на отдых идёт /ухват/

- То назад, то вперёд, ходит, бродит пароход

Остановишь – продырявит своё море /утюг/

- В лесу родился, в лесах крестился, на ногах умер /лапоть/

- Тело бело, душа льняная, маковка золотая /свеча/

- Синее море, стеклянные берега

Плавает утка, горит голова /керосиновая лампа/

- Межи деревянные, а поля стеклянные /окно/

Воспитатель: Уважаемые родители, скажите, на чём в основном сидели вокруг этих больших столов? (на лавках)

Ребё нок: Сидели все на лавках. Они располагались вдоль стен. Все лавки соединялись между собой. Они олицетворяли путь, дорогу. Около двери располагалась «нищая» лавка. Получила такое название потому, что на неё мог садиться нищий и любой другой, кто вошёл в избу без разрешения хозяев.

Воспитатель: Дорогие родители, как Вы думаете, без чего нельзя обойтись в доме? (без окон). Верно, без окон!

Ребё нок: Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Окна как глаза дома, это очи, око, «глаза дома», они позволяли наблюдать за тем, что происходит снаружи, но и посторонние могли заглянуть в дом через окна, чтобы увидеть, что происходит внутри дома. Проникновение света в окна было очень желательно для хозяев и обыгрывалось в русских пословицах и загадках (Красная девушка в окно глядит, (Барыня во двор, а рукава в избе). Поэтому люди часто использовали солнечную символику в орнаментах наличников над окнами, оберегах: (Игра – «Ручеёк»)

Воспитатель: Уважаемые родители, если встать на середину избы и посмотреть на верх, увидим брус, служащий основанием для потолка – матицу. Считалось, что матица является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства избы, сопровождавшийся разными народными ритуалами: угощение плотников, молитвой, осыпанием зёрен. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней. Пришедший человек не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, а чтобы уберечь избу от клопов и тараканов под матицу подтыкали зуб от бороны.

Воспитатель: Дорогие родители, сегодня мы вместе с вашими детьми рассказали Вам о семи основных частях русской избы и их значении в жизни наших предков.

Перед тем, как продолжит наше общение, предлагаю Вам русскую народную игру «Подушечка».

А теперь пройдите к столам. В течение всего года я провожу кружок по тестопластике «Весёлое тесто». Ребята с удовольствием лепят, раскрашивают свои работы. Хотелось - бы чтобы и Вы могли заняться вместе с детьми, в свободное время, этим интересным видом творчества. Сейчас я проведу для Вас мастер – класс по работе с солёным тестом. Так как мы сегодня говорили о любви к Родине, народных традициях и будем сегодня лепить жаворонков – пышечки, которые пекли и пекут на Руси в праздник Благовещение (7 апреля, один из главных православных весенних праздников).

Мастер – класс для родителей «Жавороночки – перепёлочки».

Воспитатель: Кто из Вас знает закличку для наших птичек?

Жаворонки – перепёлочки, прилетите к нам, принесите нам

Весну - красну, зима надоела, весь хлеб поела.

Воспитатель: Дорогие родители, воспитывайте, пожалуйста, в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес. Мы очень рады были сегодня вас видеть, надеемся, что эта беседа принесет благотворные плоды и окажет позитивное влияние на развитие наших детей. Давайте трудится на их благо вместе! А сейчас, чувствуете, запахло блинами, да пирогами, это у нашей в печи поспело угощение. Приглашаю вас пройти в нашу группу. Наш самовар кипит, шипит, всех гостей за стол приглашает. Чай с пирогами и блинами пить и песни русские петь. Спасибо.

Публикации по теме:

«Путешествие в прошлое ручки» (НОД в старшей группе) Содержание деятельности. Воспитатель. Сегодня на занятии поиграем в игру «Что лучше и удобнее». Но сначала отгадайте загадку: Длинная ножка.

«Удивительное космическое путешествие» (родительское собрание в старшей группе) "Удивительное космическое путешествие" - тема родительского собрания, посвященное 55-летию первого полета человека в КОСМОС. «Космос –.

Родительское собрание в старшей группе «Вот мы и стали на год взрослее» Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Вот мы и стали на год взрослее» Дата проведения: 5 июня 2015 г. Воспитатели: Гадальшина Т. Н. ,.

Родительское собрание в средней группе «Путешествие в страну «Развитие речи» Родительское собрание в средней группе. «Путешествие в страну Развитие речи». Форма проведения: игровой практикум. Цель: повышение компетенции.

Родительское собрание в нетрадиционной форме для детей в средней группе «Путешествие ежика» Цель: информирование родителей по основным направлениям развития детей 4-5 лет по программе Л. А. Венгера "Развитие +" через игровую деятельность.

Родительское собрание в средней группе «Семейный альбом, или Путешествие в прошлое своей семьи» Цель: формирование семейных традиций. Задачи: заинтересованность родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи; прививать.

Родительское собрание в старшей группе «Мы — читающая семья» Родительское собрание: «Мы – читающая семья». Цели: 1. Прививать любовь к чтению художественной литературы. 2. Развивать познавательную активность.

Родительское собрание в старшей группе «Праздник птиц» Цель: Поиск новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Повышение педагогической культуры родителей. Оборудование:.

Родительское собрание в старшей группе «Особенности развития детей 5–6 лет» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ “СМЕШАРИКИ” (НАЧАЛО ГОДА) Автор: Мингалеева Е. Н. воспитатель первой категории ГБДОУ № 81 Выборгского.

Родительское собрание в старшей группе «Культурное поведение» Собрание в старшей группе Звучит песня В. Шаинского «Улыбка». Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Как вы думаете, почему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в старшей группе «Путешествие в прошлое-русскую избу»
Опубликовано: 29 апреля 2016 в 15:18
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в старшей группе «Путешествие в прошлое-русскую избу»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Потапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД