Марина Андреева
Родительское собрание в средней группе «Семейный альбом, или Путешествие в прошлое своей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование семейных традиций.
Задачи: заинтересованность родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи; прививать уважение к культурным традициям семьи и страны; способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
Форма проведения: практический семинар.
Участники: родители, воспитатели.
Ход мероприятия:
1. Беседа «Семья – это маленькая Вселенная»
Звучит песня в исполнении Э. Пьехи «Семейный альбом»
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Семейный альбом, или Путешествие в прошлое своей семьи“» размещена в разделах
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Воспитатель. (В руках держит семейный альбом). «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом…». Добрый вечер, уважаемые родители, здравствуйте!
Семья - это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Поскольку семья - Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и загадки Вселенной. И они действительно существуют. Но на каждую загадку есть своя разгадка.
Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И не кому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек не совершает ни каких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
Несколько родителей читают стихотворение.
Кем был твой прадед,
Кем - твой дед?
О чем они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Какой был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызывало дружный смех
И как они женились?
Каким испытаньем им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошел
В народном том полку?
И если все узнаешь ты,
Изучишь древний род, -
Полюбишь родину свою,
Полюбишь свой народ!
Р. Мифтахов.
2. Игра «Угадай, кто это?»
Воспитатель. Скажите: что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом). А есть ли в вашем доме семейный альбом? Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем - это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое. (Обращает внимание на фотовыставку и предлагает рассмотреть фотографии и определить кто это.)
Родители рассматривают фотографии воспитанников в младенчестве и раннем детстве. Если родители хорошо знакомы друг с другом, то можно включить в выставку и их фотографии.
Воспитатель. Попробуйте узнать, кто это.
Родители получают массу положительных эмоций и заметно активизируются.
3. Беседа «Для чего нужен семейный альбом»
Воспитатель. К 4-5 годам дети начинают понимать, что когда-то они были другими - маленькими, а скоро снова изменится - вырастут и станут большими. Этот процесс называется осознанием личностного времени.
Малышам такие сложные абстракции, как понимания движения времени, рост и взросление, недоступны. Лишь развитие мышления и воображения дает четырехлеткам леткам возможность осознать это. При ознакомлении детей с изменениями, происходящими во времени, воспитатель использует такой прием, как моделирование, - модель «лента времени» (показывает).
Важно понять, что каждый возраст по-своему ценен. Не нужно стремиться делать ребенка старше, чем он есть, или, наоборот, относится к нему как крошке. Дети растут это замечательно. Помочь ребенку правильно оценивать себя и оптимистично смотреть в будущее - задача взрослого.
В каждой семье раньше были большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми.
Семейный альбом - это огромное пространство жизни, с одной стороны, простой и понятный ребенку, с другой - загадочное и удивительное. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.
Жаль, что эта традиция утрачивается. Однако восстановить ее не так трудно, тем более что помимо фотографий у нас появляются аудио - и видеокассеты.
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома - это именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии сопровождается рассказами из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его память.
Посмотрите фотографии и обсудите с ребенком, чем отличаются взрослые от детей, как изменился он сам внешне и внутренне, каким он будет. В заключении нарисуйте лесенку из трех ступенек символизирующее прошлое, настоящее и будущее ребенка, каким он видит себя на каждой ступеньке.
4. Игра «Дом, семья и народная мудрость»
Родителям раздаются карточки, на одной из которых написано начало пословицы или поговорки о семье, а на другой – ее окончание. Родителям необходимо «собрать» пословицу или поговорку и, таким образом, объединиться в пары. Примеры пословиц:
В гостях хорошо, … а дома лучше.
Не красна изба углами, а … красна пирогами.
Каково на дому, таково… и самому.
Дети не в тягость, а … в радость.
Когда семья вместе, то … и душа на месте.
Всякой матери свое… дитя мило.
На свете все найдешь, кроме … отца и матери.
Мать кормит детей как … земля людей.
5. Игра «Волшебные картинки» с использованием ТРИЗ технологии
Один из родителей в паре закрывает глаза и под спокойную музыку рисует на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, второй родитель рассматривает рисунок и находит в нем знакомые предметы, образы животных, людей и т. д., закрашивает и дорисовывает им необходимые части.
6. Игра «Поезд» с использованием ТРИЗ технологии
Материалы: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.
Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом вы положите свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
Например, воспитатель берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка). Родитель берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. (Беру тарелку, т. к. ложка и тарелка – посуда). Следующий родитель берет вазу, т. к. ваза и тарелка сделаны из стекла. Следующий берет поливальную машину, т. к. в вазе и поливальной машине бывает вода и т. д.
Игра проводится несколько раз с разными картинками, чтобы привлечь всех родителей.
7. Подведение итогов собрания
Воспитатель. Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?
Вывод. Человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и очень легко управлять.
Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны, и своего рода, нам нестрашны никакие невзгоды.