Получи документы

Родительское собрание в старшей группе «Психологические особенности детей 5–6 лет. Развивающие игры»

Ирина Истомина
Родительское собрание в старшей группе «Психологические особенности детей 5–6 лет. Развивающие игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Ваши дети находятся на этапе перехода в новый период своего развития – старший дошкольный возраст. Этот возраст является фундаментальным для развития знаний, умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе.

Интеллектуальное развитие ребенка 5 – 6 лет определяется комплексом психических процессов : восприятия, внимания, памяти, мышления.

Темочки:

Существует внимание непроизвольное и произвольное. Преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. То есть ребенок проявляет внимание к деятельности, если она затрагивает его чувства и интересна ему. В этот период дошкольного детства необходимо развивать произвольное внимание, которое предполагает волевое усилие. В детском саду педагоги работают над формированием произвольного внимания. Но и родители должны заниматься этим вопросом, поскольку для большинства детей развитие произвольного внимания является очень сложным процессом.

Развитию внимания способствуют такие игры, как «Найди отличия между картинками», «Вычеркни из текста букву» (заданную букву ребенок вычеркивает из текста, предложенного взрослым, «Делай, как я» (взрослый производит действие, а ребенок повторяет, «Найди выход из лабиринта», «Найди пару» (ребенок среди множества предметов или картинок должен отыскать одинаковые). Необходимо стремиться, чтобы дети выполняли задание, не отвлекаясь, около 15 минут.

Память в старшем дошкольном возрасте также носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наибольшие впечатления. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная, у других – слуховая, у третьих – эмоциональная, у четвертых – механическая память.

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания: перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Ребенка необходимо научить использовать различные приемы для повышения эффективности запоминания. Это повторение, когда ребенок многократно повторяет необходимый материал.

Другой прием – это смысловое связывание материала. В этом случае необходимо найти что-то такое, что помогло бы ребенку вспомнить информацию. Это может быть картинка, ситуация, предмет.

В качестве игр и упражнений, развивающих память, можно предложить следующие. «Запомни картинки» (в течение 30 секунд ребенок рассматривает 6-7 картинок, затем отворачивается и перечисляет их, «Каких предметов не стало» (взрослый убирает или заменяет 1-2 предмета и спрашивает, что изменилось, «Смысловые пары» (взрослый называет пары слов, связанные по смыслу: например, окно-цветок, чашка-молоко, после этого называет первое слово и просит вспомнить второе).

Огромный скачок старший дошкольник делает в развитии мышления. Ребенку доступны такие мыслительные операции, как сравнение, классификация, обобщение, исключение лишнего, установление закономерных связей. Овладение мыслительными операциями будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельность ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, проговаривайте все, что делаете сами и побуждайте ребенка говорить. Не опережайте его готовыми ответами, приучайте думать самого. Пусть ребенок ищет наиболее рациональное решение.

Для развития мышления полезны загадки, задачи-шутки, анализ ситуаций. На прогулке, во время совместной уборки играйте в «слова» : «Закончи предложение» (например, «Зимой холодно, а летом…», «В лесу мы собирали…», «Назови слово-противоположность» (толстый - тонкий, широкий - узкий), «Сравни, чем похожи, а чем отличаются» (например, коза и лошадь, мяч и воздушный шар).

Для формирования у ребенка мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения можно использовать игры : «Назови одним словом» (предложите ребенку картинки разных родовых групп – с изображением цветов, игрушек, зверей, одежды, транспорта – и попросите разложить их в «кучки», какая к какой подходит и сказать, как они вместе называются; «Четвертый – лишний» (подберите картинки, из которых три можно объединить в одну группу по общим признакам, а четвертая – лишняя. Ребенок должен отыскать лишнюю и объяснить, почему она не подходит к остальным. С этой целью можно использовать и любые подходящие предметы. Например, чашка, тарелка, стакан, книга).

Кроме психических процессов, у ребенка необходимо развивать мелкую моторику - тонкие движения пальцев рук. Ведь именно это является основой успешного овладения письмом. Развитию тонкой моторики способствуют такие виды деятельности, как рисование, раскрашивание, лепка, продевание тесьмы или шнуровки в картонные отверстия, застегивание пуговиц, молний, перекладывание различных видов круп, нанизывание бус.

Очень важным качеством, необходимым для любой деятельности, является сформированность волевых усилий. Следите, чтобы ребенок всегда доводил до конца то, чем занимается, не перескакивал с одного дела на другое.

Подбирая материал для занятий, помните о том, что надо формировать у детей нравственные понятия. Ребенок должен уметь видеть и разделять радости и огорчения других, приходить на помощь по собственной инициативе, разрешать конфликты нравственными способами.

В старшем дошкольном расширяется опыт общения и круг эмоций: сочувствие, сопереживание. Вместе с тем, это возраст в котором фиксируется наибольшее количество страхов. Они носят временный и переходной характер. С ними нужно не бороться, а просто принимать их во внимание как своеобразие определенного этапа психического развития. И лишь в случае невротических страхов, обусловленных травмами, чрезмерной жестокостью в отношениях, конфликтами в семье необходима психотерапевтическая помощь.

В заключении хочу еще раз напомнить, что важно систематически заниматься с малышом, это будет развивать и его познавательный интерес, и его умственные способности. Чем больше вы дадите своему малышу сейчас, тем успешнее будет его обучение в школе. Не забывайте, что вы – пример для ребенка, поэтому не делайте того, что не хотите, чтобы делал ваш ребенок. Играйте с ним, рассказывайте сказки, сочиняйте вместе истории.

Если у вас возникли сложности в воспитании, что-то беспокоит в умственном или эмоциональном развитии, характере и поведении ребенка, и вы не в состоянии справиться с этим сами, то приходите ко мне на консультацию. Кроме индивидуальных консультаций, я буду давать интересующую вас информацию в родительском уголке вашей группы, поэтому читайте, изучайте. Успехов вам!

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности детей 3–4 лет Психологические особенности детей 3 – 4 лет У ребёнка нет инструмента для того, чтобы анализировать происходящие события. Вследствие чего.

Родительское собрание «ПДД для детей и родителей. Правила дорожные всем нам знать положено» в старшей группеРодительское собрание «ПДД для детей и родителей. Правила дорожные всем нам знать положено» в старшей группе Предлагаю конспект родительского собрания, которое мы с моей коллегой Волковой Светланой Борисовной провели для родителей с детьми нашей.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в старшей группе «Психологические особенности детей 5–6 лет. Развивающие игры»
Опубликовано: 24 октября 2024 в 10:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в старшей группе «Психологические особенности детей 5–6 лет. Развивающие игры»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Истомина (УИ 82605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД