Ирина Истомина
Родительское собрание в старшей группе «Психологические особенности детей 5–6 лет. Развивающие игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваши дети находятся на этапе перехода в новый период своего развития – старший дошкольный возраст. Этот возраст является фундаментальным для развития знаний, умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе.
Интеллектуальное развитие ребенка 5 – 6 лет определяется комплексом психических процессов : восприятия, внимания, памяти, мышления.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Существует внимание непроизвольное и произвольное. Преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. То есть ребенок проявляет внимание к деятельности, если она затрагивает его чувства и интересна ему. В этот период дошкольного детства необходимо развивать произвольное внимание, которое предполагает волевое усилие. В детском саду педагоги работают над формированием произвольного внимания. Но и родители должны заниматься этим вопросом, поскольку для большинства детей развитие произвольного внимания является очень сложным процессом.
Развитию внимания способствуют такие игры, как «Найди отличия между картинками», «Вычеркни из текста букву» (заданную букву ребенок вычеркивает из текста, предложенного взрослым, «Делай, как я» (взрослый производит действие, а ребенок повторяет, «Найди выход из лабиринта», «Найди пару» (ребенок среди множества предметов или картинок должен отыскать одинаковые). Необходимо стремиться, чтобы дети выполняли задание, не отвлекаясь, около 15 минут.
Память в старшем дошкольном возрасте также носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наибольшие впечатления. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная, у других – слуховая, у третьих – эмоциональная, у четвертых – механическая память.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания: перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Ребенка необходимо научить использовать различные приемы для повышения эффективности запоминания. Это повторение, когда ребенок многократно повторяет необходимый материал.
Другой прием – это смысловое связывание материала. В этом случае необходимо найти что-то такое, что помогло бы ребенку вспомнить информацию. Это может быть картинка, ситуация, предмет.
В качестве игр и упражнений, развивающих память, можно предложить следующие. «Запомни картинки» (в течение 30 секунд ребенок рассматривает 6-7 картинок, затем отворачивается и перечисляет их, «Каких предметов не стало» (взрослый убирает или заменяет 1-2 предмета и спрашивает, что изменилось, «Смысловые пары» (взрослый называет пары слов, связанные по смыслу: например, окно-цветок, чашка-молоко, после этого называет первое слово и просит вспомнить второе).
Огромный скачок старший дошкольник делает в развитии мышления. Ребенку доступны такие мыслительные операции, как сравнение, классификация, обобщение, исключение лишнего, установление закономерных связей. Овладение мыслительными операциями будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельность ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, проговаривайте все, что делаете сами и побуждайте ребенка говорить. Не опережайте его готовыми ответами, приучайте думать самого. Пусть ребенок ищет наиболее рациональное решение.
Для развития мышления полезны загадки, задачи-шутки, анализ ситуаций. На прогулке, во время совместной уборки играйте в «слова» : «Закончи предложение» (например, «Зимой холодно, а летом…», «В лесу мы собирали…», «Назови слово-противоположность» (толстый - тонкий, широкий - узкий), «Сравни, чем похожи, а чем отличаются» (например, коза и лошадь, мяч и воздушный шар).
Для формирования у ребенка мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения можно использовать игры : «Назови одним словом» (предложите ребенку картинки разных родовых групп – с изображением цветов, игрушек, зверей, одежды, транспорта – и попросите разложить их в «кучки», какая к какой подходит и сказать, как они вместе называются; «Четвертый – лишний» (подберите картинки, из которых три можно объединить в одну группу по общим признакам, а четвертая – лишняя. Ребенок должен отыскать лишнюю и объяснить, почему она не подходит к остальным. С этой целью можно использовать и любые подходящие предметы. Например, чашка, тарелка, стакан, книга).
Кроме психических процессов, у ребенка необходимо развивать мелкую моторику - тонкие движения пальцев рук. Ведь именно это является основой успешного овладения письмом. Развитию тонкой моторики способствуют такие виды деятельности, как рисование, раскрашивание, лепка, продевание тесьмы или шнуровки в картонные отверстия, застегивание пуговиц, молний, перекладывание различных видов круп, нанизывание бус.
Очень важным качеством, необходимым для любой деятельности, является сформированность волевых усилий. Следите, чтобы ребенок всегда доводил до конца то, чем занимается, не перескакивал с одного дела на другое.
Подбирая материал для занятий, помните о том, что надо формировать у детей нравственные понятия. Ребенок должен уметь видеть и разделять радости и огорчения других, приходить на помощь по собственной инициативе, разрешать конфликты нравственными способами.
В старшем дошкольном расширяется опыт общения и круг эмоций: сочувствие, сопереживание. Вместе с тем, это возраст в котором фиксируется наибольшее количество страхов. Они носят временный и переходной характер. С ними нужно не бороться, а просто принимать их во внимание как своеобразие определенного этапа психического развития. И лишь в случае невротических страхов, обусловленных травмами, чрезмерной жестокостью в отношениях, конфликтами в семье необходима психотерапевтическая помощь.
В заключении хочу еще раз напомнить, что важно систематически заниматься с малышом, это будет развивать и его познавательный интерес, и его умственные способности. Чем больше вы дадите своему малышу сейчас, тем успешнее будет его обучение в школе. Не забывайте, что вы – пример для ребенка, поэтому не делайте того, что не хотите, чтобы делал ваш ребенок. Играйте с ним, рассказывайте сказки, сочиняйте вместе истории.
Если у вас возникли сложности в воспитании, что-то беспокоит в умственном или эмоциональном развитии, характере и поведении ребенка, и вы не в состоянии справиться с этим сами, то приходите ко мне на консультацию. Кроме индивидуальных консультаций, я буду давать интересующую вас информацию в родительском уголке вашей группы, поэтому читайте, изучайте. Успехов вам!