Олеся Климова
Родительское собрание в средней группе «Воспитываем добротой»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
• Оформить выставку детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей».
• Подготовить аудиозапись с высказываниями детей о наказаниях.
• Подготовить памятку для родителей «Искусство наказывать и прощать».
- Ребенок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений.
- Не вводить ничего внушающего страх: ни рассказов, ни намека на страх наказания. Всем доверие, снисхождение.
- Оберегать ребенка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Воспитываем добротой“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Любить ребенка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным.
- Не унижать ребенка, не делать за ребенка: помоги сделать самому.
• Провести анкетирование родителей на тему «О способах воспитания», которое поможет определить знания родителей по вопросам воспитания, правильно организовать дискуссию по данной теме.
Ход собрания
Выступление воспитателя
Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Родительский форум «Поговорим о нравственности»
С целью активизации родительского внимания к теме собрания воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы :
1. Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др.)
2. Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
3. Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.
Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения! Как его праздновать?
(Родители делятся опытом о проведении интересного дня рождения).
Об эмоциональном развитии ребенка
Что нужно знать об эмоциональном развитии пятилетнего ребенка?
В этом возрасте ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей.
В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по–разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т. д. дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребенок может заплакать если видит, что плачет его сверстник. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.
Однако из основных нравственных качеств – гуманное отношение к окружающим – воспитывает у детей с раннего детства. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежат заботливое, внимательное отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание, отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребенка является и положительнее эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
Ситуация для анализа 1
Мама говорит пятилетнему сыну:
-Пора спать.
А сын заявляет:
-Не хочу!
Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:
-Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайчика?
И вот уже мальчик тянется к зайке и послушно ложиться спать.
Вопросы:
-Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?
-Какой приём использовала мама? Вы используете подобные приёмы?
-В чем их эффективность, на ваш взгляд?
Ситуация для анализа 2
-Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? –Девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
-Лучше расскажи о своем поведении, что ты натворила вчера! - строго спросил отец.
Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает ещё один заход:
-Мама, хочешь, расскажу стихотворение про ёлочку?
-Мне не надо ёлочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы:
-Что испытывает ребёнок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
-Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочери?
-Как вы относитесь к делам ребёнка?
-Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
Наказывать или прощать?
Как вы расцениваете слова А. С. Макаренко о том, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?
Вопрос:
• Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.
Мнение педагога:
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка.
Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах.
• Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
• Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
• Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
• Наказание не должно вредить здоровью.
• За один проступок – одно наказание.
Ситуация для анализа:
Пятилетний Алёша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
-Будешь ещё так делать?
-Нет,- ответил мальчик.
-А та понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
-Да, за то, что кашлял, - ответил ребёнок.
Вопрос:
Какими могут быть последствия взаимонепонимания?
Аудиозапись с высказываниями детей о похвале и наказаниях.
Что эффективнее – похвала или наказание?
Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
• Выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
• Лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомство, но важно, чтобы он знал, за что наказан;
• Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен бвть радостью.
Памятка «Искусство наказывать и прощать»
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учё том многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребёнка, не кричите на него, не оттачивайте на детях своё остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказание недопустимы.