Анна Осипова
Родительское собрание в средней группе «Формирование читательской культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема собрания : «Формирование читательской культуры детей дошкольного возраста».
Ход собрания.
Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку.
1. Расскажите пролог поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый». Родители передают мяч друг другу проговаривая по строчке пролога.
2. Упражнение «Выберите дистанцию»
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Формирование читательской культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Сегодня символ обсуждаемой темы – детская книга. Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.
Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Такое положение дел имеет свои истоки и причины. Кризис чтения обусловлен культурологическими и социальными проблемами, проблемами готовности семьи, родителей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, начальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой.
Но истина, не требующая доказательств, заключается в следующем: ребенок в дошкольном возрасте не способен самостоятельно приобщиться к чтению.
Общество сегодня не в полной мере осознает то, что воспитания читателя начинается в раннем детстве. Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап в формировании читателя.
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения книги. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Дискуссия (родители отвечают на вопрос)
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребёнку книга?»
Дети черпают из книг множество познаний: первые представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, что способствует решению детского кругозора. Через литературные произведения малыши первые испытывают у себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т. е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подборку книг дома. В библиотечке должны быть представлены разные жанры произведений и проза и поэзия (стихотворения, сказки, рассказы, малые фольклорные формы – загадки, поговорки, потешки). В содержании произведений должны раскрываться все сферы окружающего ребенка мира: «Я сам» - о детях, об их эмоциях, чувствах; нерукотворный мир – о природе; рукотворный мир – о предметах сделанных руками человека; мир людей и человеческих отношений.
Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребёнка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы ни одной.
У меня слоны, жирафы –
Звери все до одного.
И бизоны, и удавы,
А у папы – никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет?
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают. А. Лесных
Чтобы ваш ребенок мог почувствовать себя вовлеченным в процесс чтения, и слушал чтение книги с удовольствием, выбирайте книги по взаимному согласию. Во время чтения, родители и дети могут начать обсуждение новых слов, ситуаций, встретившихся в книге. Если эти аспекты перенести на свой или ребенка опыт, то это заинтригует и дальнейшее чтение будет более интересно для малыша. В конце чтения, можно обсудить впечатления, извлеченные уроки и новую информацию.
Совместно с ребенком нарисовать, слепить из пластилина понравившихся героев, а также приобрести или лучше изготовить игры по сюжетам произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
- разные виды театров
- лото, домино со сказочными героями
- пазлы или разрезные картинки по сюжетам прочитанных книг
- диски с аудиозаписями произведений.
- чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй.
Ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Старайтесь расширить поле его книжного зрения. Обращайте внимание по полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.