Светлана Томенко
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада. Конец учебного года. Часть 3.
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, существует множество тестов на проверку готовности ребёнка к школе. Они продаются либо сборниками в книжных магазинах, либо находятся в свободном доступе на просторах интернета. У Вас есть уникальная возможность в летний период протестировать собственного ребёнка. Но в процессе тестирования вы обязаны соблюдать несколько правил:
1. Тесты проводятся в игровой форме.
2. Тесты проводятся не все сразу, а по одному – два в разное время.
3. Совершенно не обязательно проводить все предложенные тесты, выберете несколько.
4. В процессе проведения тестов у ребёнка должно быть хорошее настроение.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе детского сада, Конец учебного года, Часть 3,» размещена в разделах
5. В процессе проведения тестов у Вас должно быть хорошее настроение.
6. И самое главное: все результаты тестов – это лишь скрининг момента «здесь и сейчас». Это маркеры, которые могут измениться. Они не должны огорчать Вас и особенно Вашего ребёнка. Запомните, для него – это игра и она не должна превратиться в страшную игру под названием «Мама (папа) злится = я плохой»
Какие тесты находятся в моей копилке диагностик дошкольника на готовность к школе: Степень психосоциальной зрелости (кругозор) С. А. Банкова; Ориентационный тест школьной зрелости Керна–Йирасика; Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным; «Чего не хватает?», разработаный Р. С. Немовым; «Лабиринт»; «Найди отличия»; «Десять слов»; «Классификация»; «Составление рассказа по картинкам»; «Да и нет не говори!», «Вырежи круг»; «Срисуй домик»; «Четвёртый – лишний».
Я предлагаю Вам два теста из общей подборки на готовность к школе:
1 тест готовности ребенка к школе – Степень психосоциальной зрелости (кругозор)
Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твой папа, твоя мама?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов на тест готовности к школе
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:
• №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
• №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
• № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
• № 22 – за правильный ответ -2 балла.
• № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
2 тест готовности ребенка к школе – Ориентационный тест школьной зрелости Керна–Йирасика
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей :
• тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
• копирование фразы из письменных букв;
• срисовывание точек;
• опросник (на мой личный взгляд и учитывая опыт проведения опросов дошкольников в детском саду, опросник достаточно сложен, поэтому здесь я его не привожу, желающие ознакомиться с ним могут найти в интернете).
Тест “Рисунок человека”
Задание: «Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь». Во время рисования недопустимо поправлять ребенка («ты забыл нарисовать уши», взрослый молча наблюдает.
Оценивание
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды, есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
• Копирование фразы из письменных букв
Задание: «Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы, как сможешь». На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.
Оценивание:
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, «чирканье».
• Срисовывание точек
Задание: «Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же». В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Оценивание:
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, «чирканье».
После оценки каждого задания все баллы суммируются.
Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.