Пугач Наталья Анатольевна
Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка руки дошкольника к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе
«Подготовка руки дошкольника к письму»
Пугач Наталья Анатольевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Малышка»
с. Выдрино МО «Кабанский район» РБ
Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу
подготовки к школе.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Подготовка руки дошкольника к письму“» размещена в разделах
Задачи: ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими
подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.
Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.
Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности
Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатель, педагог - психолог и родители.
Предварительная работа: папка передвижка с информацией как подготовить руку дошкольника к письму в домашних условиях; произвести видеозапись интервью детей на вопрос «Что такое школа?»
Необходимое оборудование: экран, мультимедийная установка, презентация, белая бумага для оригами, баночки с крупой и мелкими игрушками, шаблоны кеды из картона, шнурки, штрих, памятки для родителей
Части собрания
1. Вводная часть (2мин).
• Представление воспитателем темы собрания.
2. Основная часть (30 мин).
• Выступление педагога - психолога на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы», (10 мин).
• Проведение воспитателем практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики рук различными способами (15 мин).
• Просмотр интервью детей группы «Что такое школа?» (3-5 мин)
• Рекомендации воспитателя и психолога группы (3 мин.)
3. Заключительная часть (3 мин.)
Ход родительского собрания
1 Воспитатель:
-Уважаемые родители, гости. Мы рады, что вы отложили свои дела и нашли время заглянуть к нам, чтобы узнать о своих детях, чтобы чему-то научиться у нас, чем-то поделиться с нами. Сегодня наша встреча поможет нам в подготовки детей к школе.
Тема встречи: «Подготовка руки дошкольника к письму»
— Слово предоставляется педагогу - психологу, который расскажет о том «Писать красиво нелегко!» Доклад педагога – психолога О. М. Никитенко.
Воспитатель представляет презентацию по данной теме (практическая часть)
(Слайд 1) Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей :
• Пальчиковая гимнастика.
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.
• Занятия с пластилином.
• Шнуровки. Застёжки.
• Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
• Игры с мозаикой. Пазлы.
• Вырезание ножницами.
• Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т. д.
• Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.
• Графические упражнения. Штриховка.
• Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Остановимся более подробно на некоторых приё мах:
(Слайд 2)Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. (показ родителям пальчковой игры)
(Слайд 3) Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие.
Детям предлагается:
• — сортировать,
• — угадывать с закрытыми глазами,
• — катать между большим и указательным пальцем.
Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т. д.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
(Слайд 4) Вырезывание ножницами.
Предусматривает навык резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Необходимо побуждать детей давать словесную характеристику движениям рук при вырезывании.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.
Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
(Слайд 5) Рисование, раскрашивание.
Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.
Вместе с тем, оно способствует развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.
(Слайд 6) Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
Необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).
(Слайд 7) Графические упражнения. Штриховка.
Выполняются на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.
Штриховка — одно из важнейших упражнений.
Правила штриховки:
• Штриховать только в заданном направлении.
• Не выходить за контуры фигуры.
• Соблюдать параллельность линий.
• Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
(Слайд 8) Игры – шнуровки
Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей.
Игры – шнуровки способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти, раскованности движений, развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение. (Показ и изготовление шнуровки). Родители изготавливают шнуровки «Кеды».
(Слайд 9) К концу года дети должны:
• знать и соблюдать гигиенические правила письма (это посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
• ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
• выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
• уверенно пользоваться ножницами;
• изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.
Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
Мы надеемся, что вы не зря провели время и получили знания о том, как дома можно занять ребенка и во время досуга способствовать развитию руки.
(Слайд 10) Терпения и успехов Вам и вашему малышу в трудном деле подготовки к обучению письму!
Текущие вопросы. Подведение итогов собрания.
Список используемой литературы:
1. Виноградова Н. Ф. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей / Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова; Под редакцией А. Г. Хрипковой. — М. : Просвещение, 1992.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. — СПб. : Издательство «Питер», 2007.
3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т. Н. Зенина. — М. : Педагогическое общество России, 2007.
4. Мухина В. С. Шестилетний ребё нок в школе: Книга для учителя / В. С. Мухина. — М. : Просвещение