Елена Головач
Родительское собрание «В каждой семье свои традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Форма проведения: семейную гостиную.
План проведения
1. Вступительное слово.
2. Разминка.
3. Этап проведения беседы.
4. Анализ результатов исследований.
5. Беседа «Семейные традиции».
Темочки:
6. Нетрадиционные игры для родителей совместно с логопедами.
7. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап:
Изготовление буклетов
Подготовить анкеты
Изготовление для примера древо семьи
Пословицы и поговорки
Вступительное слово
В о с п и т а т е л ь. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. Перед началом нашего разговора я предлагаю вам провести традиционную разминку, немного расслабиться и поиграть.
Разминка
Интересный вопрос.
Воспитатель предлагает родителям поговорить о том, какая семья им больше всего нравится. Он внимательно слушает, поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет: как должна выглядеть эта суперсемья? Как должны говорить члены этой семьи и какое у них всегда должно быть настроение?
В о с п и т а т е ль. Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши семьи стали такими, какими мы их хотели бы видеть! Что бы вы делали по-другому? Какие новые слова и фразы появятся в вашей речи? Какое у вас будет настроение? Как вы будете выглядеть? В заключение воспитатель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя его.
Проведения беседы
В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы.)
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья - это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы - заканчиваете.
• В гостях хорошо, а. (дома, лучше).
• Не красна изба углами, а (красна пирогами).
• Каково на дому, таково и (самому).
• Дети не в тягость, а. (в радость).
• Когда семья вместе, и. (сердце на месте).
• Всякой матери свое. (дитя мило).
• На свете все найдешь, кроме. (отца и матери).
• Мать кормит детей, как (земля людей).
• Нет для человека добрее (отца с матерью).
• Нет дороже (отца с матерью).
• Семья - это (семь я).
А теперь домашнее задание для вас! Предложите детям объяснить смысл этих пословиц и поговорок.
Как говорил философ Иван Александрович Ильин, «семья первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской души: здесь ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец».
Чешский психолог Зденек Матейчек отметил: «Семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей».
В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:
«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка. Постоянное насилие над волей, связанность. равнодушие, одиночество, скука. Дом сломал меня.»
«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным - сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов атрофия воли.»
Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка - но местом, где МОЖНО жить. Местом, где жить хочется. Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.
VI. Этап проведения и анализа результатов исследований
1. Мини-анкеты.
В о с п и т а т е л ь. Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои традиции»
Этап проведения беседы «Семейные традиции»
Семейные традиции - это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Поздравление родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.
Традиция 1. Семейные праздники.
- Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы.)
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал Константин Ушинский.
- Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы.)
Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.
Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет ему при игре или по фанту.
- Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? (Ответы.)
Да, желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
- Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы.) Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики - карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери - пусть он видит, на сколько он подрос за год.
Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты вашего ребенка.
А сейчас небольшая разминка.
Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
Послушай, вот моя семья :
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад и чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я.
Какая же у нас семья? ( 6 человек: брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка.)
С помощью этой шуточной задачки мы коснулись интересной темы - темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас - продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.
Традиция 2. Составление родословной своей семьи.
(В качестве примера воспитатель показывает свою родословная в готовом виде.)
И предлагает родителям выполнить домашнее задание с детьми дома, выполнить свою родословную.
Это будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Такой своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево - дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя.
Традиция 3. Семейные архивы.
Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив - почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мыl жили. А ведь жизнь, отпушенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней. Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом.) Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Традиция 4. Семейный альбом.
Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой - загадочное и удивительное.
- Когда вы листали его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома - именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Традиция 5. Семейный отдых на природе.
- Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? (Ответы.) Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Можно предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом - лес).
Традиция 6. Семейное посещение театров, музеев, выставок.
- Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры? (Ответы.)
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Традиция 7. Коллекционирование.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного, что проявил ось В массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача - помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
- Что можно коллекционировать в семье? (Ответы.)
Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.
Завершающая традиция 8. Игры с ребенком.
Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?
Мы с уверенностью можем сказать: детство - это игра, игра это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. И мы бы хотели вам предложить поиграть в несколько простых игр.
Нила Евгеньевна познакомит вас с правилами Игры «Пластилинография»
Елена Александровна предоставит вашему вниманию игру «Съедобное-несъедобное»
VIII. Подведение итогов собрания
В о с п и т а т е л ь. В наших с вами руках - вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
Берегите друг друга
Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. Берегите друг друга, Ссоры все позабудьте И в свободную минуту Рядом друг с другом побудьте.
О. Высотская
Далее решаются текущие вопросы группы, родители задают интересующие их вопросы.