Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» (1 фото)

Оксана Шелкопляс
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»

Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье.

Задачи:

Закреплять знания о семейных традициях в казачьей семье, особенности воспитания мальчиков и девочек;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Семейные традиции в казачьей семье“» размещена в разделах

систематизировать представления о казачьей одежде : праздничная, для работы по хозяйству; познакомить с положением женщины, её значением в семье.

Развивать речевые навыки, логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к традициям казачества.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие, познавательное развитие, художественно –

эстетическое развитие, социально –

коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методические приё мы:

использование музыки, игровая ситуация, рассказы детей, рассказ казачки Дарьи Ивановны, рассматривание одежды, продуктивная деятельность, подведение итогов, использование гендерного подхода, работы в командах.

Словарная работа: шаровары, околица, станица, праздничный обряд.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков;

рассматривание казачьей одежды; беседа о воспитании девочек,

мальчиков, о традициях семейного воспитания; рисование семейных традиций.

Материал:

пособия по Донскому краю; рисунки детей о семейных праздниках;

сундук; казачья одежда : праздничная, рабочая; для продуктивной

деятельности: трафареты, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход НОД.

Дети заходят в группу, здороваются.

Звучит музыка, входит казачка.

- Здравствуйте дети!

- Это детский сад? Как он называется?

- В какую группу я попала?

(ответы детей).

- Я казачка Дарья Ивановна. Наслышана я про то, что вы хорошо знаете наш край донской. Вот пришла я узнать, так ли это?

Воспитатель: «Да, Дарья Ивановна, наши дети действительно интересуются жизнью казаков. И могут тебе многое рассказать. Вот посмотри, какие мы пособия изготовили по Донскому краю».

(рассматривают с Дарьей Ивановной изготовленные макеты, альбомы с изображением жизни казачьей семьи).

Д. И. : «А как воспитывали своих детей, какие традиции были у казаков, когда их дети подрастали, дети ваши знают?».

Воспитатель: «Конечно, знают Дарья Ивановна. Садись и послушай, что дети тебе расскажут. Дети сами нарисовали рисунки, на них изобразили, как растут мальчики и девочки в казачьих семьях. Как казаки празднуют взросление своих детей. Дети по рисункам расскажут о семейных праздниках у казаков. Нужно разделиться на две команды, команда мальчиков и команда девочек. Девочки подходят к столу, где разложены рисунки, с периодом взросления девочки. Мальчики подходят к столу, где разложены рисунки, с периодом взросления мальчика. Нужно разложить рисунки по периодам взросления детей. Мальчики рассказывают о семейном празднике, изображённом на рисунке, о взрослении мальчика. Девочки рассказывают, как отмечали рождение девочки».

Вначале рассказывают по картинкам девочки.

Подходит одна из девочек к рисунку, где изображены женщины купающие девочку.

«Когда девочка родилась, отмечали праздник «Смывали с девчушки заботы». Женщины мыли девочку, отец в это время ел «отцовскую кашу» - горелую, несолёную, поперчённую, политую горчицей. Он должен съесть её, чтобы девочке меньше горького в жизни досталось».

На картинке маленькой девочке дарят ленточки, рассказ второй девочки.

«Когда девочка в первый раз пошла, праздновали «первый шаг». Дарили девочке ленточки, платочки».

Третья девочка рассказывает по картинке, с изображением дедушки, дарящего колечко девушке.

«Когда девочка становилась девушкой, дед дарил внучке колечко и пел песенку про колечко. Что внучка теперь «не дитё», а «барышня». После получения колечка, девушка начинала готовить себе приданое».

Рассказы мальчиков по картинкам.

Каждый из мальчиков подходит к рисунку и рассказывает о том периоде взросления мальчика, который изображён на картинке.

«После рождения мальчика отмечали крестины. Мальчику дарили какое – ни будь оружие: шашку, кинжал, старинный пистолет. После крестин, отец «опоясывал» его шашкой и подносил к коню».

«Когда у мальчика появлялся первый зуб, отец вёз сына на коне в церковь. В церкви ставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу».

«Когда мальчику исполнялся год, его стригли первый раз. Подстриженного мальчика, мужчины несли к церкви. Возле церкви их ждал конь. Мальчика сажали верхом на коня. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал мальчика на руки, и они шли к дому. У ворот казаков встречали женщины. Мужчины говорили им: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте!».

«Когда мальчик подрастал, отмечали праздник «первых штанов». Штаны дарил самый старший казак в семье. Это были шаровары. Мальчика поздравляли с первыми штанами, и он ими очень гордился».

«В семь лет мальчика стригли во второй раз. После праздничного обеда, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Братья ему говорили: «Учись служить! Теперь ты не дитё, ты - пол казака.

«Когда казака призывали в армию, все родные приходили к нему домой. После угощения казак выходил из – за стола, кланялся родным в ноги. Затем выходил во двор, отец подводил к нему коня. Казак кланялся коню в ноги и просил не подводить в трудную минуту жизни. Потом прощался с родными и уезжал. Мать провожала его до околицы плача и наставляя его».

Воспитатель: Когда дети вырастали, они участвовали на праздниках, где гуляли всей станицей. С наступлением тёплых дней, молодые казаки и казачки, водили хороводы. Самым распространённым хороводом был «Плетень заплетать». Давайте и мы поиграем в эту игру.

Игра «Плетень заплетать».

Воспитатель: На этих праздничных гуляниях, молодой казак находил понравившуюся ему девушку и брал её в жёны. Расскажите, как проходили праздничные обряды.

Дети рассказывают о прохождении праздничного обряда.

«Жених приезжал за невестой, и они на тройке лошадей ехали в церковь. В церкви происходил обряд венчания. После венчания, жених и невеста едут в дом родителей невесты, там их поздравляли её отец и мать. Мать невесты расплетала одну косу у невесты и заплетала её на две косы. После заплетения кос, гости поздравляли жениха и невесту».

«Жених и невеста едут в дом жениха. Там их встречают отец и мать жениха. Отец и мать встречали их с хлебом и солью. Мать осыпала невесту хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами. После этого все проходили к столам. Начинались поздравления, дарили подарки. После даров, начинали веселиться».

Казачка : На свадьбы, на праздничные гуляния, казаки надевали праздничные наряды. Я вот принесла сундук, а в нём казачья одежда. Посмотрите (казачка вынимает из сундука одежду и показывает её детям).

Дети рассматривают одежду, рассказывают, в какой одежде гуляли на праздниках, а в какой работали в поле.

Казачка : Послушайте, что я вам ещё расскажу. А вы знаете, что у казаков в семье – главная в доме – была женщина. Она руководила всей домашней работой. Следила за чистотой в доме, за приготовлением пищи, заботилась о чистоте одежды. Следила за чистотой во дворе. Называли её Сама. Помогали ей по хозяйству маленькие и взрослые дети. А мужчина занимался военным делом, ухаживал за домашними животными, занимался охотой, рыболовством, участвовал в казачьих сходах. В домашние дела он не вмешивался.

Да, я убедилась, что вы хорошо знаете, как жили казаки, какие в семье у них были традиции. Но мне пора собираться домой.

Воспитатель: Подожди Дарья Ивановна, дети тебе сделают подарок. Из рисунков, которые они нарисовали, мы сделаем альбом. И подарим тебе. Девочки оформят альбом взросления девочки, а мальчики, альбом взросления мальчика. Нужно будет оформить обложку для своих альбомов.

Мальчики, подходите к своему столу, девочки - к своему. И начинайте работать.

На столе лежат трафареты, цветная бумага, ножницы, клей. Мальчики изображают казака, наклеивают его на обложку. Девочки изображают казачку и наклеивают на обложку своего альбома. Звучит тихо включенная музыка с исполнением казачьих песен. Дети заканчивают изготовление альбомов и дарят свои альбомы Дарьи Ивановне. Казачка прощается и уходит.

Воспитатель собирает возле себя детей и спрашивает: «Что вам понравилось на занятии? Что на занятии вам показалось трудным(Ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Тема: Занятие 8. Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Чудесная бумага» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш» Конспект организованной образовательной.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мы — друзья природы» Задачи: Образовательные: Продолжать систематизировать знания детей о животных,птицах,рыбах. Развивающие: Способствовать развитию познавательного.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Ветер» Цель: Познакомить детей с природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека. Развивать у детей внимание,.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Семейные традиции» Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Семейные традиции» Подготовил: Фомина А. Г. Цель: достижение оптимального уровня.

Конспект занятия в средней группе «Семейные традиции» Задачи: Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать.

Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции» Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции» Цель занятия: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам,.

Круглый стол для родителей «Семейные традиции как способ гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семье» Круглый стол «Семейные традиции как способ гармонизации детско - родительских взаимоотношений в семье» “Счастлив тот, кто счастлив.

Конспект НОД в старшей группе «Семейные традиции» Программное содержание: 1. Дать детям представление о старинных семейных традициях. 2. Совершенствовать диалогическую форму речи, способности.

Работа с родителями «В каждой семье свои традиции» в старшей группе Сентябрь, октябрь, ноябрь Родительское собрание: «В каждой семье свои традиции». Консультации: 1. «Развитие логического мышления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 10:33
+311Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 124.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД