Олеся Гаврилова
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста
Родительское собрание в форме семинара-практикума
«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»
Доброе вечер, уважаемые родители!
(Слайд темы род. собрания)
Сегодня наше мероприятие необычное. Я предлагаю вам окунуться в волшебный мир детства, (звучит спокойная тихая музыка) представим на минуточку себя на месте ребенка и поиграем …
Маша в гости собиралась,
Публикация «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша,
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь,
Тише, Машенька, не плачь! Соберем мы бусы сейчас!
Мы сейчас с вами выполним пальчиковую разминку «Соберем бусы из макарон». У вас на столах лежат цветные шнурки и макароны, мы разделимся по парам и будем собирать бусы. Итак, приступаем (звучит тихая музыка)
(Слайд собирание бус из макарон)
(Слайд Сухомлинского с его словами с музыкой)
Известный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский сказал такие слова: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Такое упражнение вы можете выполнять дома, когда,например, готовите ужин или обед. Вы выполняете домашние дела, а ребенок этим временем будет занят полезным делом. Итак, бусы готовы, спасибо вам.
- На своем примере вы прочувствовали, что быть детьми нелегко.
Чтобы чему-то научиться, что-то новое узнать, что-то изобрести или сконструировать, необходимо много трудиться.
Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики у
детей старшего дошкольного возраста, познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук ребенка в домашних условиях.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и
необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так
важна? Уважаемые родители, знаете ли вы, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Важно помнить о координации «рука-глаз», т. к.
развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему
же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в
головном мозге человека находятся центры, которые отвечают за речь и движения пальцев и они расположены очень близко друг к другу. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Доказательством взаимосвязи руки и речи является то, что человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто неосознанно помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Это объясняется тем, что речевая зона находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга. (Слайд этих жестов)
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, пословиц и поговорок связанных с руками.
Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.
Например, мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, руками развести, руки опускаются, как рукой сняло, все из рук
валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)»,
«легкая рука», «с легкой руки», «правая рука (кого, чья)».(Слайд с поговорками)
Проблема развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста является актуальной в образовании и воспитании.
Что же можно использовать для развития мелкой моторики ребёнка? (вопрос родителям)
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Работу по развитию мелкой моторики рук я веду по двум
направлениям: пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным
сопровождением без предметов) и игры и упражнения с применением различных предметов.
1. Пальчиковая гимнастика. (слайд и фото)
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение (слайд)
Пальчиковых игр очень много. Существуют такие пальчиковые игры, которые не только развивают мелкую моторику рук, но и в которых можно учить или закреплять прямой и обратный счет. Например, "Пальчики уснули. "(слайд с загибанием пальцев)
Пальчики уснули, в кулачок свернулись
Раз, два, три, четыре, пять - захотели поиграть,
Разбудили дом соседей
Там проснулись: 6, 7, 8, 9, 10 -
Веселятся все,
Но пора обратно спать:
10, 9, 8, 7, 6
5 ,4, 3, 2, 1 - дружно в домике мы спим.
Игры с пуговицами и шнуровками (Слайд с надписью и фото)
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите ребёнку выложить рисунок или орнамент. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват.
Упражнение с дыроколом. (Слайд с надписью и фото)
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь можно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия. Работа с дыроколом развивает силу нажатия.
Игры с сыпучими материалами. (Слайд с надписью и фото)
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
Можно в ёмкость с горохом спрятать мелкие игрушки и предложить их найти. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.
Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
5. Игры с пробками от бутылок. (Слайд с надписью и фото)
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.
Игры с пинцетом и пипеткой. (Слайд с надписью и фото)
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Либо бусинки.
Игры с бусинами, макаронами. Данное упражнение мы выполняли с вами в начале нашего мероприятия (Слайд с надписью и фото)
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т. д. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры с прищепками. (Слайд с надписью и фото)
Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т. д.
Сейчас я предлагаю вам снова окунуться в мир детства и выполнить упражнения с прищепками. (родители составляют композицию рисунков из прищепок). (слайд примерной композиции)Все эти упражнения развивают мелкую моторику рук, внимание, произвольность, успокаивают. Все выше предложенные упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи, но и детям, у которых речевая задержка не наблюдается.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 -10 минут. Работа с прищепками нравится детям в любом возрасте. Итак, наши композиции готовы, давайте посмотрим. Спасибо.
Использование зубочистки. (Слайд с надписью и фото)
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.
(Слайды)Для развития графического навыка я использую:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штрихов.
При их выполнении необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.
Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение «Графический диктант», данное упражнение я систематически использовала на математическом кружке, который я вела в группе, детям очень нравилось….
(графический диктант)
Во время занятий я использую массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками (показать, грецкими орехами, карандашами (слайды фото)
В своей практике использую нетрадиционные приемы по развитию мелкой моторике : рисование пальчиками, целой ладошкой, аппликация из бумажных салфеток. Сейчас хочу предложить вам выполнить аппликацию (слайд примерной композиции) и з бумажных салфеток 1 группе родителей и 2 группе родителей упражнение с дыроколом (аппликация из кружков). Спасибо. Такую работу вы можете выполнять с детьми дома, ребенок будет занят и в тоже время развивать моторику рук, воображение. В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее недоразвитие речи.
Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут
точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о
том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как
застегивание и расстегивание пуговиц, молний. В чем же причина? Еще 20
лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать
руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же
на каждое занятие есть по машине. Даже обувь мы стараемся покупать
детям на липучках
Следствием слабого развития общей моторики, и в
частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму
или проблемы с речевым развитием.
Уважаемые родители, что вы скажите сейчас, важно ли развивать мелкую моторику рук? Может быть кто-то из вас уже выполнял предложенные мною игры и упражнения?
Уважаемые родители, как вы считаете, актуальна ли тема сегодняшнего мероприятия или нет?
Ответить вы можете с помощью сердечек, которые лежат у вас на столе. Красное сердечко – актуальна, синяя- не актуальна (слайд)
Хотелось бы закончить нашу встречу высказыванием Аристотеля: "Рука - это инструмент всех инструментов". Желаю вам успехов в воспитании детей и хочу подарить вам буклеты, в которых собраны различные игры и упражнения по развитию мелкой моторике рук.
Спасибо за внимание (слайд)