Наталья Гаврилова
Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ
в старшей группе
«Знаете ли вы своего ребёнка?» :
1. Вступительное слово воспитателя
2. Беседа «Что нужно знать о своём ребёнке»,
3. Детская ложь.
4. Детская агрессия
5. Почему возникают конфликтные ситуации между родителями и воспитателями.
6. Тест «Какой Вы родитель?»
7. Организационные вопросы по проведению праздника «9 мая»
8. Итог собрания.
Публикация «Родительское собрание „Знаете ли вы своего ребенка“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Родительское собрание в форме семейной гостиной
Цель: формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями, основанные на доверии; развивать самосознание родителей и педагогов, конструктивные представления о детях (у родителей и педагогов).
Задачи: обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей младшего дошкольного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка.
Участники: воспитатели, родители, заведующая МБДОУ № 4 Л. М. Анциборова, педагог- психолог Гайдук Н. В.
Ведущие: воспитатель Гаврилова Н. Н.
Предварительная работа
1. Оформить плакаты с цитатами: «Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора, так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда ещё не следует, что боимся больших дел» (В. Гюго, «Самое ценное, что могут дать родители – это воспитание»; «В основе всякой человеческой мудрости лежит терпение»; «Наши детки как конфетки, только что же там внутри?».
2. Оформить приглашение на собрание, подготовить тесты для родителей, папки с консультациями, памятки, выбрать фоновую музыку.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово
Воспитатель 1. Знаете ли вы своего ребёнка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?». Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребёнок, тем мы действительно лучше его знаем. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через десять – двенадцать лет обнаружим в лице собственного ребёнка незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребёнка?». Давайте, уважаемые родители, про это и поговорим.
2. Изучение родительского рисунка и расшифровка имени ребёнка
Воспитатель 2 Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какое слово на свете самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребёнка с рождения? (высказывания родителей). Это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовёшь судно, так оно и поплывёт». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук на земле, который звучит как лучшая в мире музыка. Наше имя иногда капает, как дождик, иногда звучит, как это в горах, а иногда стучит, как барабан. Взгляните на имена ваших детей. малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Взгляните на портреты детей: какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим.
Упражнение «Цветик-семицветик»
Перед вами цветик-семицветик. Представьте, что ваш малыш, нежный. Цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке – имя, которым вы обращаетесь к ребёнку, когда недовольны им, сердитесь на него (даётся 2-3 минуты для заполнения цветка.) мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть он лежит в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью вашей семьи.
3. Беседа «Что нужно знать о своём ребёнке?»
Воспитатель 1. Что нужно знать о своём ребёнке? И для чего нужно знать? Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребёнке нужно знать всё! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живёт, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу. А с чем трудно справляться, во что он верит и в чем сомневается, почему лжёт и т. д.
4. Детская ложь
Воспитатель 2. Малыши по природе своей поистине уникальны, неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Детская фантазия богата, индивидуальна и очень интересна. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии – это выдумки, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, а знаете, в чём секрет? В том, что ребёнок сам верит во всё, что рассказывает. Все знают историю оптимиста и пессимиста. «стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон». Любое событие каждым человеком воспринимается по-разному.
После пяти лет, с развитием внутренней речи, у ребенка появляется умение прикинуть в уме, что стоит говорить, а что – нет. А ещё после пяти лет ребенок начинает задумываться над вопросами – за что сегодня на него сердились взрослые? можно ли было избежать наказания? а за что его сегодня похвалили? что сделать для того, чтобы его опять поощрили?
Задумавшись над тем, как сделать свою жизнь более удобной, чтобы избежать «ухабов», он вдруг понимает, что есть хороший выход – сказать неправду. И тогда психология детской лжи меняется. Теперь ребенок начинает лгать осознанно, так как ложь теперь служит ему средством, с помощью которого он облегчает себе жизнь. Особенно тогда, когда от родителей он постоянно слышит запреты. Ложь становится для ребенка привычкой, его защитой.
Детская ложь — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками.
Для того чтобы разобраться в причинах, надо понять, какую выгоду он для себя извлекает когда врет? Может, его лож – стереотип поведения, то, что он постоянно видит в окружающей его людей
Признаки того, что ребенок врет
Проявите внимательность и бдительность во время разговора с ребенком, и вы поймете, что он врет.
Это видно по следующим признакам:
Ребенок старается смотреть в сторону, не смотрит вам в глаза;
Когда что-то говорит, вдруг подносит руки ко рту; малыши делают этот жест более отчетливо, у детей постарше жест становится не таким выразительным, хотя остается заметным;
Ребенок начинает часто покашливать во время разговора;
Прикасается к носу, не осознавая этого;
Потирает глаз, подбородок или висок;
Трогает шею или дергает воротник;
Теребит мочку уха;
Если, разговаривая с вами, ребенок держит руки в карманах, то скорее всего, он хочет от вас что-то скрыть
Это, конечно, только некоторые признаки. Но внимательные родители замечают любое изменение в поведении своих детей
Другими словами, надо понять потребность в детской лжи.
5. Детская агрессия
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. Как много негативного в современном мире. И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
• Отказывается от коллективной игры.
• Не понимает чувств и переживаний других детей.
• Часто ругается со взрослыми.
• Создает конфликтные ситуации.
• Перекладывает вину на других.
• Суетлив.
• Не может адекватно оценить свое поведение.
• Имеет мускульное напряжение.
• Часто специально раздражает взрослых.
• Мало и беспокойно спит
АНКЕТА для родителей «Насколько агрессивен ваш ребёнок?»
Критерии оценки агрессивности ребенка
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить, дать сдачу обидчику.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Отказывается выполнять правила.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Не понимает чувств и переживаний других детей.
18. Часто специально раздражает взрослых, спорит, ругается со взрослыми.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Чрезмерно подвижен.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
ИТОГИ :
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность — 7—14 баллов.
Низкая агрессивность — 1—6 баллов.
Профилактика детской агрессивности.
1. Сделайте так, чтобы избавить ребёнка от переживаний, стрессов, конфликтов и неуверенности в своих силах в семье.
2. Будьте примером поведения для ребё нка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нём планов мести.
3. Обсуждайте с ребёнком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.
4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребёнка.
5. Ребёнок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
6. Предложите ребёнку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара
Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление.
• «Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься, всё больше и больше (надувается шарик). Злости всё больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдёт? Ещё немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребёнку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
• «Брыкание». – Малыш, лёжа на ковре, брыкается, как жеребёночек, как большая лошадка.
• Прыгать, как кузнечик, козлёнок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
• Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
• Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котёнок, черепаха…
• Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил…
• Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орёл, лёгкое облачко, пчёлка над цветами…
Разговор об агрессии не случайный, в нашей группе каждый день сталкиваемся с агрессивным поведением к друг другу,ведутся беседы, приводятся примеры, обращаясь за помощью к родителям и рассказывая о поступках детей во время пребывания в детском саду,сталкиваешься с недоверием, с такими фразами: «Прям, только он так себя ведет!» «Этому он научился в садике» «У нас в семье такого нет, не может быть», а еще лучше это вопрос к ребенку «Правду говорит воспитатель?» тем самым ставя под сомнения перед ребенком все мои слова. И коснувшись этой темы мы плавно переходим к следующему разделу
5. Почему возникают конфликты между родителями и воспитателями
Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь конструктивно их решать.
Воспитатель 1. Предлагаем проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе с родителями и воспитателями. «Молодая мама из состоятельной семьи каждый день допрашивает воспитателей: как вёл себя её ребёнок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Сколько съел? Как спал? И получает ответ не то, что хотела бы услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). В итоге мама в недоумении. Доказывает воспитателям, что ребёнок дома совсем другой, спрашивает, почему так происходит». Начинает обсуждать это с подругами в магазине и говорить какой плохой воспитатель
Воспитатель 1. У ребёнка явные трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. У ребёнка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает, как себя вести в группе. Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребёнка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребёнок – не главный в семье, а часть семьи
Воспитатель 2. Давайте мысленно проанализируем, такой ли мой ребёнок, вспомним его достоинства и недостатки, помечтаем, каким бы я хотела его видеть. Чтобы легче было сравнить отрицательные и положительные качества, предлагаем вам упражнение «Контраргументы».
Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста! (2-3 минуты)
Достоинства моего ребёнка Недостатки моего ребёнка Каким бы я хотела видеть своего ребёнка
После того как родители заполнят бланки, воспитатель задаё т наводящие вопросы: «Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?
Воспитатель 2. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что, видя те или другие особенности своего ребёнка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребёнок не пустой сосуд. И если в нём не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребёнок ленив, то это значит, в семье его не приучали к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребёнка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребёнка такими глазами.
Касаясь темы «конфликты между воспитателем и родителями» хотелось бы довести до вашего сведения конфликт, который произошел у нас в группе «В среду мне позвонила ___»
6. Тест «Какой вы родитель?»
Воспитатель. А теперь давайте оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребёнком, но не показываем этого. Кому хочется получить ответ на этот вопрос: «Какой же я родитель?»! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)
3. Не знаю, чтобы я без тебя делала! (1 балл.)
4. И в кого ты такой уродился! (2 балла.)
5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл.)
6. Ну на кого ты похож? (2 балла.)
7. Я в твои годы(2 балла.)
8. Ты моя опора и помощник. (1 балл)
9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла.)
10. О чем ты только думаешь! (2 балла)
11. Какой ты у меня умница! (1 балл)
12. А как ты считаешь? (1 балл)
13. У всех дети как дети, а ты. (2 балла)
14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл.)
Теперь посчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Вы уважаете ребёнка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.
11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Это лишь намёк на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7. Итог собрания
Воспитатель 2. Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка, и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Всё в твоих руках, человек!». Уважаемые родители, ваш ребёнок в ваших руках!