Наталья Николаевна Кизим
Родительское собрание «Любить ребенка. Как?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, его переживания тесно связаны с отношениями в кругу близких. Родителям важно быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Естественно, не должно быть физических наказаний, угроз и жестоких приказов. Тогда ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих поступках и делиться своими переживаниями. Для нормального развития малышу необходимы чувства безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение его понять. Нельзя забывать, что у детей в эти годы ярко выражена эмоциональность. Они непосредственно, активно выражают чувства, легко плачут и быстро успокаиваются, их настроение во многом зависит от обстоятельств. Радость не знает границ, печаль безутешна, страх глубок, удивление безмерно, а смех заразителен. Ребенок радуется жизни, спонтанно выражает свои чувства и желания. Если любит кого- либо, то всей душой, если испытывает неприязнь, то такую же яркую. Конечно, со временем он становится заметно спокойнее, более уступчивым и терпеливым, но это не исключает кратковременных состояний раздражения, недовольства и гнева, всегда психологически мотивированных. Многие родители стремятся любыми способами не допустить у ребенка внешнего выражения отрицательных эмоций, в том числе гнева, обиды, недовольства и плача. Стыдят детей за это, осуждают, а то и наказывают, поступая далеко не лучшим образом. Суть не в том, чтобы одобрять эти эмоции, а в понимании их причин. Если ребенок часто плачет, капризничает, раздражен, значит, что – то не в порядке в его отношениях со взрослыми. Необходимы сочувствие, сопереживание, доверительный контакт, разъяснение и наставление с выражением уверенности в способности самих детей справиться с возникающими трудностями. И ни в коем случае – приказной тон, угроза наказания.
Публикация «Родительское собрание „Любить ребенка, Как?“» размещена в разделах
Привязанность к родителям – это форма эмоционального взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким человеком. Она лучше, чем кто – либо, сможет успокоить и приласкать. Но не каждая мать способна выразить нежность и любовь к ребенку в силу особенностей своего характера. Есть женщины чрезмерно принципиальные, у них обостренное чувство долга, ответственности, отсутствуют компромиссы. Эти матери излишне серьезны и рациональны, никогда не смеются, не переносят детского шума, крика и смеха. Такие мамы чрезмерно сдержанны, редко держат детей на руках, не ласкают, не хвалят, зато читают много нравоучений. Если ребенок не может соответствовать требованиям, на него обрушивается поток обвинений, оскорблений и угроз, нередко физических наказаний. Но даже и это отрицательное, но непосредственное и эмоционально – искреннее отношение воспринимается ребенком иногда менее болезненно, чем постоянно сдержанное, в чем- то равнодушное и недоступное чувствам ребенка состояние матери.
Ребенку свойственно отождествлять себя с родителями того же пола, мальчикам – с отцом, девочкам – с матерью. Однако в обеих ситуациях мать – главный объект привязанности и любви. Для мальчиков это естественно, а у девочек любовь к матери должна дополниться любовью к отцу. Бывает и так, что родители ссорятся и испытывают неприязненные чувства друг к другу. На чьей стороне в таком случае окажется ребенок? Мальчики – скорее на стороне матери, девочки – отца. Даже разрыв семейных отношений в этом возрасте и уход отца из семьи наиболее болезненно воспринимается девочками из—за развитого у них чувства любви к отцу. Любовь к родителям не всегда сопровождается только положительными эмоциями. Возможны случаи, когда ребенок пытается излить на них свое раздражение и недовольство. Чаще всего таким объектом служит мать как наиболее эмоционально близкое и доступное лицо. Он может ее ударить, ущипнуть, укусить, угрожать ей игрушечным пистолетом. Обида же может выразиться криком, плачем, и репликами вроде : «Не люблю, ты плохая.» Это быстро проходит, не оставляя негативного впечатления или отношения, если только родители сами не «застревают» на них.
Практическая часть:
*Игра «Комплименты»(участники по очереди говорят друг другу приятные слова Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.)
* Игра «Двое с одним фломастером»- (все игроки разбиваются на пары. Одним фломастером, держа его вдвоем, они должны нарисовать рисунок. После этого участники делятся впечатлениями).
*Игра «Солнышко» - (все участники прикрепляют на спину друг другу листок бумаги и рисуют на нем солнышко. А затем пишут пожелания друг другу на этом же листке.)
Памятка для родителей :
- Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие.