Ольга Грязнова
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.
Задачи:
Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
Публикация «Родительское собрание „Развитие мелкой моторики в первой младшей группе“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома;
Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.
Ход собрания.
Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии мелкой моторики рук у ребёнка.. Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка - это бесконтрольно пустить все на самотек.
Извесно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Это происходит потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.
А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Некоторых тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.
Что же такое мелкая моторика? (ответы родителей)
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.
Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать команду из десяти маленьких, пока еще очень слабых и не всегда послушных учеников? Есть ли средство, позволяющее делать это легко и непринужденно? Да, такое средство есть. И просто удивительно, насколько оно «пожилое» - проверенное временем, уникальное, незаменимое. Это – пальчиковые игры!
Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.
Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
Здравствуй, пальчик, выходи,
На …. (называете имя своего ребенка) погляди.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Что поможет развить мелкую моторику рук?
-прежде всего, в этом поможет развитие навыков самообслуживания: одевание, застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытьё рук с мылом и другое.
- отвинчивание крышек, шнуровка, нанизывание предметов на веревочку, наливание воды в чашку, листание страниц книги, разрывание бумаги на мелкие куски, развязывание узлов, перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, вырезание ножницами (удобно для этих целей использовать безопасные ножницы для младенцев);
-конструирование (обязательно купите недорогой конструктор, собирание пирамидок, матрешек, кубика Рубика и игрушек-вкладышей;
- детское творчество: лепка из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие, раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование пальчиковыми красками, аппликация, выкладывание мозаики, собирание пазлов, обводка предметов по трафаретам;
- складывание из бумаги и салфеток различных форм и фигур. Для начала это могут быть простые треугольники и прямоугольники (необходимо сначала их разметить линиями, а затем все зависит только от вашей фантазии: кораблики, тюльпаны, самолетики и т. д. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее;
-ежедневные домашние дела: лепка печенья из теста, очистка мандаринов, открывание замка ключом, игра с телефоном, помогать маме сматывать нитки в клубок, чистить обувь губкой, вытирать пыль, включать и выключать свет.
Вопрос к родителям : Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
1. Самомассаж
(Выполняют взрослые и дети)
Вы готовы, глазки? (Поглаживание век)
Да!
Вы готовы ушки? (Поглаживание ушей)
Да!
Вы готовы, ручки? (Поглаживание кистей рук)
Да!
Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног)
Да!
Вы готовы? (Развести руки в стороны) Да!
Страна детства
-Все мы когда-то были детьми: верили в чудо,любили сказки. как хочется порою вернутся в детство!только как туда попасть (во сне, на ковре-самолете,на машине времени.)
-Давайте построим машину времени. (Родители расставляют стулья по кругу)
-вот и готова наша машина. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, закройте глаза. Мы летим!
Остались позади серые будни, суета повседневности, домашние хлопаты, проблемы. Вы чувствуете, что рядом друзья, становитесь сильнее, свободнее, любое дело вам по плечу.
Вот мы у цели. Вот она, удивительная и прекрасная Страна детства. Как здесь красиво! Вы,наверное, почти забыли, что небо здесь голубое-голубое, солнце ярче, трава зеленее, а конфеты слаще.
В стране детства вы можете вспомнить книги, которые читали в детстве.
3. Литературная викторина:
(родители отвечают на вопросы викторины)
Продолжите стихотворение А. Барто «Грузовик» :
Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине.
(Кот кататься не привык, Опрокинул грузовик.)
-А сейчас вспомните любимые вами в детстве подвижные игры.
(родители называют игры и в одну из них играем)
-Посмотрите, в нашей стране растет чудо-дерево. Сорвите с него по листу и выполните задание, которое написано на нем, (все задания на развитие мелкой моторики).
- застегнуть пуговицы,
-шнурование ботинок,
- отвинчивание крышек,
- конструирование (из лего сделать домик)
-выкладывание мозаики (цветочек)
-собирание разрезной картинки
-обводка по трафаретам;
-рисуем на манной крупе (солнышко)
-сухой боссеин (отобрать красивые крышечки)
-распределить одежду в стиральную машину по цвету
-«золушка» перебрать крупу.
Наше путешествие подошло к концу. Вы замечательные родители. В вашем сердце живет детство, а значит, вы всегда поймете своих детей и постараетесь вырастить их порядочными, разносторонними и творческими людьми.
В заключении можно сказать следующее:
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:
1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;
2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.