Власьевская Оксана
Родительское собрание-практикум «Развитие у ребенка сенсорики и мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание-практикум на тему «Развитие у ребенка сенсорики и мелкой моторики рук»
Цель: Показать важность, значимость работы по развитию у ребенка сенсорики и мелкой моторики рук, научить родителей играм и упражнениям по развитию сенсорики и мелкой моторики рук.
Задачи.
1. Обозначить взаимосвязь и развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. Познакомить с приемами развития сенсорики и мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
3. Обогатить методическую копилку для родителей.
Власьевская Оксана Сергеевна
Родительское собрание-практикум на тему «Развитие у ребенка сенсорики и мелкой моторики рук»
МКДОУ Нечаевский детский сад
Родительское собрание в группе раннего возраста «Звездочка»
Тема: «Развитие у ребенка сенсорики и мелкой моторики рук»
Ход СОБРАНИЯ:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Давайте поздороваемся!
Тема нашего собрания-практикум «Развитие сенсорики и мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук? (высказывание родителей)
Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук, это совокупность скоординированных действий пальцев и кистей рук детей, направленных на выполнение точных и мелких движений.
Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.
Этому есть объяснение: в головном мозге моторный и речевой центры находятся весьма близко друг к другу. Из-за этого если стимулировать моторные навыки пальцев рук, начнет активизироваться речевой центр. Вот почему для того, чтобы речь ребенка развивалась своевременно, нужно активно развивать мелкую моторику ребенка.
Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и умения. Если родители хотят, чтобы мелкая моторика малыша развивалась быстрее и успешнее, они должны заниматься с ним развивающими играми, которые помогут совершенствованию мелкой моторики ребенка.
Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.
Вопрос к родителям : Как вы думаете, с какого возраста нужно начинать работу по развитию мелкой моторики рук? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
В процессе сенсорного воспитания формируются представления: о цвете, форме, величине, признаках и свойствах различных предметов.
Сенсорное воспитание направлено на развитие : зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-является основой для развития воображения, внимания;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.
Для сенсорного развития детей раннего возраста используются игры, направленные на:
- Обогащение чувственного опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов.
- Развитие мелкой и крупной моторики.
- Обучение играть вместе, без конфликтов.
Для развития мелкой моторики рук и сенсорики можно использовать разные игры и упражнения.
- Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям : Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры? Предложить показать игры. (Обмен мнениями).
Комментарий педагога: Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)
Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем, жмем.
Очень хорошо развивают моторику у детей игры с прищепками. Такие игры способствуют развитию воображения, мышления, умения устанавливать логические связи. Также способствуют более быстрому развитию речи у ребёнка.
Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать — откручивать и т. д. ;
- Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т. д. ;
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- игры с глиной, пластилином или тестом.
- мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить
Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
«Рисование на манке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;
Нанизывать можно все что угодно (пуговицы, бусы, макароны, кусочки бумаги, сухие листья, сухие ягоды рябины) и на что угодно (палочки, трубочки, шнурок, нить).
Сортируем предметы используя крупы, предметы с разными формами, поверхностью, наполнением.
Способ поиска.
В ёмкости размещаем основную массу однородного наполнителя - крупа, песок, шары и др. В нее помещаем предмет - ребенок ищет руками предмет, спрятанный на дне.
Проталкиваем предметы в отверстия - копилка, покорми животного и другие.
Массаж с использованием подручных материалов, игры.
Игра «Построим башню».
Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики. Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»
Игра «Разложи по тарелочкам».
Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.
Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.
Игра «Волшебный мешочек».
Мы уже имеем первые представления о том, что такое круг, квадрат а теперь должны закрепить эти понятия.
-Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «квадрат, красный»).
Игра «Прятки»
Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».
Игра «Собери игрушки»
Предложить детям убрать игрушки в коробки по размеру.
Игра «Три медведя»
Три медведя, стоящих в ряд, но не по порядку.
-Покажите папу-медведя.
-Почему вы думаете, что папа – это именно этот медведь?
(Потому что он самый большой.)
-Какая мама-медведица? (Она поменьше.)
-Какой Мишутка? (Он самый маленький.)
-Покажите руками самого большого медведя (медведя поменьше, самого маленького медведя.)
Воспитатель располагает медведей по порядку, называя их размер: большой,поменьше, самый маленький.
Медведи проголодались.
Давайте подготовим стол к обеду.
Покажите тарелку, которую вы поставите папе-медведю?
Какого она цвета? (Синяя.) Почему синюю тарелку вы поставите папе-медведю? (Потому что она самая большая.)
(аналогично с другими медведями)
Игра «Большой - маленький»
Вы называете ребенку разные предметы, а он говорит, большой этот предмет или маленький. Можно показывать размер руками: если предмет большой – расставляем руки в стороны, если маленький – сближаем ладошки. Начинаем игру: слон, муха, дом, иголка, мышь, шкаф, воробей, подъемный кран.
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям.
Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.
На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут.
Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры.
Уважаемые родители, теперь вы знаете для чего и как нужно развивать сенсорику и мелкую моторику рук.
Занимаясь с ребенком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 – 15 минут. Лучше выполнять небольшое по объему задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребенком. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
Заключение.
И в заключении нашего сегодняшнего собрания-практикума, мне хотелось бы чтобы вы оценили проделанную работу – что вам понравилось, что – нет, нужны ли такие собрания, приобрели ли вы нужный опыт для того, чтобы помогать вашим детям развиваться правильно.
Для Вас я предлагаю памятку, которая называется «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук». Игры, описанные в ней, помогут Вам с пользой для детей проводить время дома.
Думаю, что вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать вам терпения, успехов в воспитании детей. До новых встреч!