елена нестерова
Родительское собрание-практикум «Деловая игра «Что наша жизнь… ? Игра»
▼ Скачать +Заказ
Родительское собрание-практикум
Что наша жизнь.? Игра.
«Игра – это генетическая основа,
источник, корень всякого творчества,
его подготовительная ступень»
(Л. С. Выготский).
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА «КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО»
РОДИТЕЛИ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛИКИ.
Вступительное слово дефектолога:
Публикация «Родительское собрание-практикум „Деловая игра „Что наша жизнь… ? Игра“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Добрый день всем, кто откликнулся на наше приглашение. Мы надеемся, что здесь собрались те, кто хотят знать ещё лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его волевых качеств. В игре реализуется потребность воздействия на мир.
Но, к сожалению, современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков игрового общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому, что прекрасный и удивительный мир игры становиться неким далеким и недосягаемым островом.
Давайте задумаемся, зачем ребенку нужна игра? Что дает игра ребенку? Помните ли вы, во что сами играли в своём детстве?
Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста. И чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.
Игра детей – это развлечение и обучение, средство самоисследования и построения своего «я», и развитие навыков общения, и познания жизни взрослых, и самооздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений. Игра это естественный способ обучения социальным навыкам: соблюдение правил, ожидание своей очереди, переживание неудачи – все это пригодиться ребенку в будущем.
В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т. д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на несколько групп.
Первая группа – подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры со скакалками, мячами и многие другие. Подвижные игры – отличное средство физического воспитания дошкольников: играя, дети учатся подчиняться правилам, это некий дисциплинирующий и организующий момент. Любая игра существует с помощью правил, развивается и поддерживается ими. Есть игры, где правила неизменны, а также игры, где правила придумываются игроками.
Вторая группа- настольные игры. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. Такие игры имеют большое значение для умственного развития детей.
Третья группа – творческие, ролевые, режиссёрские игры. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ, он расширяет, обогащает свою личность, свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. На уровне игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, творчества, коммуникации.
Конечно, в детском саду легче создать игровую обстановку, легче наладить игру. А что могут сделать родители дома? Ведь чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.
Дефектолог: Сейчас мы предложим вам необычную игру - задание. Вспомните, пожалуйста, ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выберите фишку красного цвета; если вы поступаете так не всегда, то выберите фишку зеленого цвета; ну а если – никогда, то выберете фишку синего цвета.
Ну что ж, слушайте внимательно вопросы и выставляйте фишки.
1. Каждый день уделяю время на игры с детьми.
2. Рассказываю о своих играх детства.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.
4. Купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5. Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.
6. Не наказываю ребенка игрушкой или игрой, т. е. не лишаю его на время игрушки или игры.
7. Часто дарю ребенку игрушку или игры.
Дефектолог: Итак, если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.
Если у вас больше зеленых фишек, значит, вам нужно разнообразить игровую деятельность ребенка. Если на вашем столе больше синих фишек - значит, вы недостаточно времени уделяете играм с детьми.
Также мы вам предлагали анкету «Что наша жизнь? - Игра!», где вы отвечали на вопросы о том, как вы относитесь к игре.
Исходя из анализа анкетирования и предлагаемой сегодня игре, мы сделали вывод, что нам с вами сегодня нужно уделить внимание ведущей деятельности ребенка - игре.
ПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ
О ПРОБЛЕМАХ ВОСПИТАНЬЯ,
НА ИГРЕ МЫ ОСТАНОВИМ
НАШЕ ВЗРОСЛОЕ ВНИМАНЬЕ…
ВЕДЬ МЫ ВСЕ ИЗ ДЕТСТВА РОДОМ,
И, КАК ЧАПЛИН ГОВОРИЛ:
«НИКОГДА НЕ БУДЕШЬ ВЗРОСЛЫМ,
КОЛЬ РЕБЕНКОМ ТЫ НЕ БЫЛ».
И ПОЭТОМУ, СЕГОДНЯ
ПРЕДЛАГАЕМ ВСПОМНИТЬ ВАМ,
КАКИМ БЫЛИ ВЫ РЕБЕНКОМ,
РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ НАМ.
А ДЛЯ ЭТОГО ВАС ПРОСИМ
ОТКРОВЕННО ОТВЕЧАТЬ
И АКТИВНОЕ УЧАСТЬЕ
В НАШЕЙ ВСТРЕЧЕ ПРОЯВЛЯТЬ.
Дефектолог:
Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся игры детей
1. Сюжетно-ролевые
2. Пальчиковые
3. Подвижные и спортивные
4. Строительные
5. Дидактические
6. Театрализованные
Дефектолог:
Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения ребенка. Тематика их крайне разнообразна и соответствует многообразию окружающей ребенка жизни.
В этих играх ребенок проживает конкретную, полноценную жизнь, раскрывая в ней свой характер, свое понимание событий и фактов. Дети играют в «Детский сад», «Парикмахерскую», «Дочки-матери», «Магазин» и многое другое.
Особое место в работе с детьми, имеющими нарушения в речи, занимает работа по развитию мелкой моторики рук.
Т. к. в головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной, еще ученые в прошлом веке установили, что уровень развития речи напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.
Пальчиковые игры очень важны для развития мелкой моторики. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. «Руки – это вышедший наружу мозг человека» - так говорил И. Кант.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец – сердце; безымянный палец – печень; средний палец – кишечник; указательный палец – желудок; большой палец – голова. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку к рисованию и письму. Кисть руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Мы вам предлагаем сейчас поиграть в пальчиковую игру, которая называется «Мы во двор пошли гулять»
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» :
Мы во двор пошли гулять -
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики по одному).
Мы во двор пришли гулять (разгибать пальчики по одному).
Раз, два, три, четыре, пять.
Бабу снежную лепили (имитировать лепку комков).
Птичек крошками кормили (крошить хлебушек всеми пальчиками).
С горки мы потом катались (вести указательным пальцем правой руки по ладони
левой руки).
А еще в снегу валялись (показывать ладошки то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли (отряхивать ладошки).
Съели суп и спать легли (производить движения воображаемой ложкой,
положить руки под щеку).
Как альтернативу можно применить и самомассаж, способствующий активизации мелкой моторики рук и биологически активных точек.
Самомассаж биологически активных точек:
На дворе опять мороз (поглаживают ладонью шею).
Чтобы носик не замерз,
Мы его сейчас потрем (указательными пальцами
легко потирают переносицу).
И погладим (большими пальцами гладят
нос с боков).
И помнем (легко пощипывают крылья носа).
Растираем наши щечки (ладошками растирают щеки).
Пусть алеют, как цветочки!
Проведем по бровкам (указательными пальцами
«рисуют» брови).
Глазкам (осторожно ведут пальцами
вокруг глаз).
Будут глазки, словно в сказке!
А про ушки не забыли?
Ушки утром все помыли?
Проведем мы пальчиками (проводят указательными
пальцами по ушным бороздкам)
По дорожкам – ямочкам.
Вот сейчас потреплем ушки (легко треплют уши).
Ах! Какие непослушки!
Прыгнем! (руки на поясе, прыжок высоко вверх).
Хлопнем! (хлопают в ладоши).
Прыгнем снова! (прыжок).
Будем мы всегда здоровы! (хлопки)
Дефектолог с родителями проводит пальчиковую гимнастику и самомассаж.
Дефектолог:
Следующий вид игр - подвижные и спортивные. Эти игры - один из способов физического развития ребенка. Они особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры не только влияют на развитие ловкости движений, их мускулатуру, но и укрепляют нервную систему, способствуют уменьшению их раздражительности, нервозности. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей.
Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.
Мы предлагаем вам знакомые игры, в которые вы можете поиграть вместе с детьми : «Кошки - мышки», «Поймай мяч», «Классы», «Прятки» и другие, вплоть до лапты и бадминтона. А какие игры из вашего детства помните вы?
РОДИТЕЛИ ВСПОМИНАЮТ И ПРЕДЛАГАЮТ ЗНАКОМЫЕ ИМ ИГРЫ.
Дефектолог:
А также в дошкольном возрасте очень полезно заниматься спортивными играми вместе со всеми членами семьи: учить детей кататься на лыжах, коньках, санках, играть в футбол, хоккей, учить детей плавать в открытых и закрытых водоемах.
Воспитатель:
Ну а сейчас мы вам снова предлагаем поиграть.
РОДИТЕЛИ ПРИГЛАШАЮТСЯ НА ИГРУ «ВЕСЕЛЫЙ КОЛПАЧОК»
Правила игры:
Всем участникам предлагается встать за колпачками, расставленными по кругу. Участников должно быть больше, чем колпачков. Под музыку участники бегут по кругу, по окончании музыки должны надеть колпачок на голову. Игроки, оставшиеся без колпачка, выбывают из игры. Ведущий убирает 2-3 колпачка, игра продолжается дальше. И так до тех пор, пока не останется один колпачок и один победитель. Такую игру можно проводить с любыми атрибутами.
Молодцы! Так держать! Никому не унывать! Ну что ж, продолжаем наш разговор.
Дефектолог:
Еще один вид игр – строительные. Это любимые игры и самых маленьких и более старших детей. Строительные игры развивают мелкую моторику рук, внимание и память. Строительные игры – это игры с песком, с кубиками, с конструктором, собирание пазлов, в старшем возрасте можем предложить техническое моделирование.
Дефектолог:
Переходим к следующему виду игр – дидактические. Эти игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Через дидактические игры развивается память, внимание, мышление, расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Это могут быть словесные и настольно – печатные игры, например «Скажи наоборот», «Летает – не летает», «Назови соседей числа», «Четвертый лишний», «Лото», «Мозаика», «Собери картинку» и многие другие.
ПОКАЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР РОДИТЕЛЯМ НА ВЫСТАВКЕ
Дефектолог:
Родители имеют возможность купить дидактические игры или игрушки в магазинах. Выбор их очень большой, они различны по содержанию и сложности.
Но прежде чем сделать очередную покупку, неплохо бы отчетливо представить себе, чему можно научить ребенка с помощью той или иной игрушки или настольной игры, и уметь объяснить ему, как можно действовать с игрой или игрушкой.
У всех у вас было «домашнее задание» - представить игрушку или игру, которую вы купили бы своему ребенку или которой отдает предпочтение ребенок.
РОДИТЕЛИ РАССКАЗЫВАЮТ О ПОЛЬЗЕ ИГРУШКИ ИЛИ ИГРЫ.
Дефектолог:
Ну и последний вид игр, который мы сегодня рассмотрим – театрализованные игры. Они пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в играх – драматизациях, ребенок как - бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других, они становятся более уверенными, учатся преодолевать робость и сопереживать. Желательно чтобы в ваших семьях на праздниках и в повседневной жизни проходили мини-спектакли, где участниками становятся и родители и дети. Театры бывают разные: спектакли-драматизации, пальчиковый театр, бибабо, теневой театр, театр на фланелеграфе, плоскостной театр.
ПОКАЗ РОДИТЕЛЯМ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТЕАТРА НА ВЫСТАВКЕ.
Дефектолог:
Мы знаем, что вы любите игры, песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее сказки.
Поэтому мы вам предлагаем поучаствовать в драматизации всеми знакомой сказки «Колобок».
РОДИТЕЛИ ГОТОВЯТСЯ К ИНСЦЕНИРОВАНИЮ СКАЗКИ «КОЛОБОК».
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ «КОЛОБОК»
Дефектолог:
Вот и вспомнили мы с вами свое детство.
В заключение сегодняшней встречи хочется привести слова
А. С. Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Тоже значение, какое у взрослого имеет его деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Гостям мы шлем свое «спасибо»
За то, что в круговерти дел
Нашли вы время, с нами были,
Ведь смех и радость наш удел.
Дефектолог:
Завершая нашу встречу, нам бы хотелось от вас услышать отзыв о предложенном вам мероприятии. У нас есть вот такая красивая волшебная палочка. Мы вам предлагаем ответить на вопрос: «Понравилось ли вам наше мероприятие и оказалось ли оно для вас полезным?»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выступление родителей, обмен мнениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
АНКЕТА
«ЧТО НАША ЖИЗНЬ? - ИГРА!»
1. Как вы относитесь к игре?
2. Есть ли у вас возможность и желание заниматься с собственным ребенком?
3. Много ли времени вы уделяете сыну (дочери?
4. Играете ли вы с ребенком всей семьей?
5. Кто больше в семье играет с ребенком : папа? Мама? Бабушка?
Дедушка? Другие лица (няня, соседи, дворовая среда)
6. Умеет ли ваш ребенок самостоятельно организовать свой досуг?
7. Какие игры предпочитает ваш ребенок?
8. Проводите ли вы выходные дни с ребенком на природе?
9. В какие игры любите играть во время отдыха?
10. Как вы относитесь к спортивным играм?
Какие из них интересуют именно Вас и Вашего ребенка?
11. Помните ли вы себя в возрасте вашего ребенка?
12. Какая игрушка была вашей самой любимой?
13. В какие игры вы играли?
14. О чем вы мечтали? Кем хотели стать?
15. В какие игры играли во дворе с ребятами?