Алевтина Сизикова
Родительское собрание «Ошибки родительского воспитания, или Как избежать проблем во взаимоотношениях родителей и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
«Ошибки родительского воспитания, или как избежать проблем во взаимоотношениях родителей и детей»
Цель:
• Рассмотреть типичные ошибки в воспитании детей.
• Дать рекомендации родителям по воспитанию ребёнка, стили воспитания, меры поощрения и наказаний.
Публикация «Родительское собрание „Ошибки родительского воспитания, или Как избежать проблем во взаимоотношениях родителей и детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
• Профилактика жестокости среди детей и подростков.
• Профилактика суицидальных наклонностей среди несовершеннолетних.
Ход мероприятия:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим об ошибках, которые вольно или невольно допускают родители в воспитании своих детей. Разберём модели воспитания и то, к чему эти ошибки могут привести.
Все нормальные родители безмерно любят своих детей, однако, опираясь на собственный печальный опыт, всячески пытаются сделать их жизни безоблачными и уберечь от горьких разочарований. Но чрезмерная защита всегда играет злую шутку: мальчишки и девчонки навсегда остаются детьми и не могут самостоятельно выжить в реальном мире.
Существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить:
- разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;
- все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье;
- дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;
- жилищные и материальные затруднения.
Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении отклонений в развитии личности ребенка, отчуждения родителей и детей.
Слайд 2.
1. Отсутствие собственного примера. Главная ошибка в воспитании маленьких детей. Как можно привить здоровый образ жизни, если родители курят и выпивают по выходным? Или как заставить ребенка полюбить книги, если мама с папой предпочитают телевизор? Золотое правило семейной педагогики гласит: «Не пытайтесь воспитывать детей – все равно они станут вашим отражением. Воспитайте себя».
Слайд 3.
2. Исключение любого риска. В современном мире, переполненном чудесами технического прогресса, родители стремятся не оставлять детей без присмотра и постоянно защищать. Но для полноценного развития индивида требуется несколько раз разбить и колени, и сердце. Исключение риска развивает в детях высокомерие в юном возрасте и неадекватную самооценку во взрослом.
Слайд 4.
3. Помощь приходит слишком быстро. Бешеный ритм жизни не переносит медлительности. Родителям проще все сделать что-либо за ребенка, нежели терпеливо научить его делать это самому. Такая ошибка в воспитании ребенка приводит к несостоятельности, ведь привычка «за меня все сделают» не даст понять, что надеяться нужно только на себя. Такие дети начинают увлекаться веществами, изменяющими сознание, и вся их жизнь проходит в бесконечных попытках лечить алкоголизм или наркоманию.
Слайд 5.
4. Похвала часто бывает незаслуженной. Каждый малыш особенный, и любящие мамы и папы осыпают его похвалой. Но вскоре оказывается, что особенный он только для родителей. Это бьет по самооценке, разрушает объективность и авторитет матери и отца, а ребенок лжет им, дабы не разрушить «ангельский» образ.
Слайд 6.
5. Дети редко слышат слово «нет». Желание окружить чадо всеми благами приводит к тому, что родители часто забывают о себе. Дети, не знающие отказа, не умеют добиваться желаемого, ведь привыкли все получать «на блюдечке». Они не имеют внутренней мотивации, а родительскую любовь начинают измерять стоимостью подарков.
Слайд 7.
6. Замалчивание собственных ошибок. Чтобы не подорвать авторитет, мамы и папы боятся рассказать детям об ошибках юного прошлого. И в то же время всеми силами пытаются уберечь их от подобных вещей. Но дети должны сами «набить шишки» и получить драгоценный опыт. Задача родителей – рассказать им о своих чувствах и действиях в подобной ситуации, и об извлеченных уроках.
Слайд 8.
7. Отождествление одаренности со зрелостью. Родители часто ошибочно полагают, что умный или одаренный ребенок непременно станет успешным. Но талант не имеет никакой связи с «взрослостью» : не обязательно, что гений будет счастлив в семейной жизни или не станет объектом насмешек коллег. Дайте ребенку больше самостоятельности и расширьте круг его обязанностей.
Слайд 9.
8. Ошибки родителей в воспитании детей, которые ведут к жестокости. Психологи говорят о том, что чаще с проявлениями жестокого обращения сталкиваются городские дети, чем жители пригородов и сел. Родители, которые являются рабочими, более склонны к радикальным методам воспитания, чем служащие компаний, а вот образованные люди, на удивление, более жестоки к своим детям, чем граждане со средним образованием.
Причины, по которым взрослые применяют насилие к своим детям, довольно различны, но все же постараемся определить основные из них:
• Часто, один из детей в семье становится объектом постоянного недовольства родителей. Они считают его чересчур подвижным, молчаливым, крикливым и так далее.
• Жестокость может проявляться на основе жизненных неурядиц: материальные проблемы, ссора супругов, эмоциональные стрессы и другие ситуации, когда взрослый сам нуждается в поддержке.
• Иногда ошибки при воспитании детей объясняются неготовностью родителей к ответственности, в силу их возраста, эмоционального состояния или личностных особенностей.
• Некоторые родители не имеют достаточной информации о периодике развития у детей тех или иных навыков, что заставляет их воспринимать детское неумение, как непослушание или отказ от выполнения родительских просьб.
• Жестокое обращение с детьми может быть заложено на генном уровне – люди действуют по той же схеме, с которой сами сталкивались в детстве, и совершают те же ошибки в воспитании детей, что и их родители.
Слайд 10.
Каждый родитель, применяющий в своём воспитании подобный метод, должен помнить - это приведёт к тому, что дети будут копировать вашу модель в своём поведении. Такие дети могут вымещать зло на своих ровесниках, попадать под влияние групп, совершающих правонарушения. Ввязываться в драки, разборки и пр., лишь для того, чтобы силой показать свою состоятельность и превосходство над другими, потому, что не могут противостоять родителям.
Слайд 11.
9. Отсутствие опеки со стороны родителей при воспитании ребенка. Причины бывают совершенно разные, но мы очертим наиболее известные и распространенные.
• Повышенная занятость родителей собственными делами;
• Стремление научить детей быть самостоятельными;
• Равнодушное отношение к ребенку и его будущему, которое родители компенсируют дорогими подарками.
Слайд 12.
10. Ошибки родителей в воспитании детей на основе недостаточной информированности о последовательности и сроках развития детей.
Последствия таких ошибок проявляются, когда дети подрастают. Они испытывают негативные ощущение и чувствуют себя слишком взрослыми. Отсюда возникает конфликт между желаниями родителей и детей.
Слайд 13.
Подростки формируют враждебное отношение к требованиям родителей, что разрушает гармонию в семье. Необходимо помнить, что в этом возрасте ранний подростковый возраст —10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет.
ребенок взаимодействует с коллективом и для него важно уже не только мнение родителей, но и отношения в школе, со сверстниками. Это часто провоцирует на нарушение определенных барьеров, причина которого лежит в желании соответствовать друзьям и не отрываться от социальной группы. В то же время подросток изо всех сил старается самоутвердиться, показывая, что он ничуть не хуже других, а в некоторых талантах превосходит сверстников. Зачастую подросток начинает соперничать не только с друзьями, но и с родителями. Проигрыш его не устраивает, а неудачи, которые случаются не так часто, будут причинять сильную боль, что станет причиной глубокой депрессии, нежелания общаться или раздражительности и беспричинной агрессии.
Слайд 14.
11. Как поступать родителям, чьи дети переживают переходный возраст?
В этот период родителям необходимо поговорить с ним и объяснить, что изменения в теле временные. Будет ошибкой говорить подростку, что его проблемы нелепы, несерьезны, тем более нельзя насмехаться над ними. Родителям следует прислушиваться к словам ребенка, давать советы и помогать на пути к правильному решению. Чтение нотаций и применение силы ни к чему не приведут: подросток станет замкнутым или агрессивным.
Слайд 15.
Дружная семья редко сталкивается с проблемами, когда ребенок начинает взрослеть и переживает переходный период; родителям без труда удается оказать помощь в преодолении проблем, несмотря на то, с каких лет начинается переходный возраст у их детей. Например, отличным выходом из кризисной ситуации является хобби. Специалисты советуют отдать ребенка на какую-либо секцию, где он сможет развивать свои таланты.
Слайд 16.
12. Как формировать требования к детям.
Родители формируют требования к детям на основе двух моделей: прямой или косвенной. Прямая модель имеет приказательную, запрещающую или угрожающую форму, которая направлена на то, чтобы подчинить ребенка. Она способна спровоцировать агрессию со стороны ребенка и нарушить ход формирования личности. Прямая модель направлена на насильственное принуждение ребенка выполнить задачу, а не на осознание необходимости этого выполнения.
Косвенная модель воспитания основана на стимулировании понимания причин необходимости выполнения того или иного требования. Она развивает доверие между членами семьи и формирует сознательное выполнение требований.
Для того, чтобы избежать ошибки семейного воспитания детей, необходимо регулировать общение и контроль. Если ребенок настроен агрессивно, лучше купировать конфликт и перенести разговор.
Слайд 17.
Какие требования приносят максимальный положительный эффект. Для того, чтобы формировать родительские указания правильно, вызывая у подростка авторитет и уважение, следует учитывать ряд правил. К ним относятся:
• Четкая формулировка и цель указания;
• Гибкая система формирования указаний, основанная на личностных особенностях подростка;
• Предоставление необходимых обстоятельств для выполнения указаний;
• Обоснованность и справедливость при постановке указания для ребенка;
• Оценка эффективности поставленной задачи: какой эффект принесет выполнение данного указания, к чему оно может привести;
• Указания должны даваться единогласно, обеими родителями.
Слайд 18.
Поэтому следует соответствовать рамкам воспитания ребенка, соблюдая:
• Поддерживайте друг друга при выборе меры наказания;
• Поддерживайте ребенка, даже после того, как он провинился, покажите, что вы продолжаете его любить;
• Исключите унижения и оскорбления. Формулировка указания должна быть тактичная, обоснованная и полная.
Необходимо учитывать и возраст подростка: в младших классах на ребенка можно повлиять с помощью устрашающих методов, а вот к детям в подростковом возрасте подход должен быть иной.
Итак, чем же характеризуется тактичность общения между родителями и детьми :
• Уважение к ребенку, как к целостной личности;
• Последовательное построение указаний с учетом психического состояния ребенка.
Помните, что наказания должны быть справедливыми, одобрение и поощрение – своевременными, а осуждения – обоснованными.
Слайд 19.
Нельзя забывать себя в детстве и юности. Так вы сможете предотвратить ошибки воспитания детей, убивающие личность. Станьте ребенку другом и хоть иногда опускайтесь до его уровня, и вы заслужите уважение и благодарность своего сына или дочери в будущем.
Спасибо за внимание!
Автор: педагог – психолог А. С. Сизикова