Татьяна Тинькова
Памятка для родителей «Как избежать школьных неудач?»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети проводят в школе большую часть своего времени, в школе испытывают первые радости успеха и первые разочарования от неудач. Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить — что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям,— но больше всех страдает ребенок.
Типы школьных неудач.
Обычно рассматривают 3 основных типа школьных неудач :
Публикация «Памятка для родителей „Как избежать школьных неудач?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1) Знаниевый. Это неуспешность в обучении по школьным программам. При этом типе неудач у школьника отсутствуют прочные знания и учебные навыки.
2) Личностный. Этот тип неудач связан с негативным отношением ребенка к школе в целом, или к отдельным предметам. Большую роль здесь также играют отношения с учителем. Как правило, если ребенку не нравится учитель (или учителю – ребенок, то по этому предмету школьник успевает хуже, чем по остальным, или не успевает вообще.
3) Поведенческий. Этот тип неудачи тесно связан с постоянными нарушениями дисциплины в школе.
Первое и самое главное условие успешной учёбы – нормальная работа головного мозга. Во время обучения мозг образует сложные системы связей, которые помогают удержать в голове изучаемый материал. Мозг человека начинает развиваться ещё в утробе матери, а заканчивается его формирование примерно к 20 годам. Развитие мозга происходит постепенно и неравномерно. Различные зоны мозга созревают в разное время. Формирование психических функций (память, внимание) происходит только при условии достаточного развития тех зон мозга, на основе которых эта функция формируется. То, насколько правильно развивается мозг вашего ребёнка, может установить только специалист: невропатолог, нейропсихолог.
Второе условие – нормальное физическое развитие ребёнка. По данным Министерства здравоохранения, 80-90% первоклашек имеют те или иные отклонения физического характера, а 18-20% - нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение. Третье условие – нормальное психическое развитие ребёнка. Есть родители, которые очень хорошо знают, сколько у ребёнка зубов, какую еду он любит, но совершенно не интересуются, как ребёнок развивается психически. Единственное, на что ещё они могут обращать внимание, - все ли звуки их сын или дочь выговаривает. Между тем случается, что причина дефектов речи лежит гораздо глубже, и аномалия проявляется не только в звукопроизношении, но и в таких областях общего психического развития, как гиперактивность, плохое внимание, неуклюжесть и т. д. Очень важно, чтобы заботливые родители приводили своего ребёнка на приём к психологу с профилактической целью, как водят к врачу- педиатру. Ежегодные осмотры психолога помогут получить полную информацию о психическом развитии ребёнка и в случае необходимости провести его коррекцию. Это также одна из необходимых мер предупреждения трудностей в обучении.
Четвертое условие – систематичность и последовательность в подготовительных дошкольных занятиях с ребёнком. Для того чтобы у человека сформировалась какая-либо психическая функция, необходимо, чтобы были сформированы её предпосылки. Например, словесно-логическое мышление развивается только при условии сформированности у ребёнка наглядно-образного мышления и достаточного уровня развития речи. Ребёнок при поступлении в школу не должен уметь читать, писать и считать (если, конечно, это не запрос школы-гимназии). В первую очередь, у него должны быть достаточно сформированы и развиты внимание, память, восприятие, фонематический слух, способность к анализу и синтезу, моторика, пространственное восприятие, речь.