Маргарита Тиханова
Родительское собрание. Решение речевых проблем детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Решение речевых проблем детей
через взаимодействие педагогов и родителей».
Цель:
• Вступительное слово логопеда о специфике речевой группы и роли семьи в преодолении речевых нарушений.
• расширить контакт между педагогами-специалистами и родителями, выяснить проблемы родителей детей с нарушением речи;
Публикация «Родительское собрание, Решение речевых проблем детей» размещена в разделах
• Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
• Словесно - игровой тренинг.
Форма проведения: семинар - практикум
Участники: воспитатели, логопед, родители, дети.
Оборудование:
• Планшеты, ноутбуки (по 1 на подгруппу)
• Презентация «Артикуляционная гимнастика».
• Комплекс дыхательной гимнастики.
• Столы и стулья по количеству детей и родителей.
Содержание.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас
сегодня видеть на нашем родительском собрании.
Оно посвящено теме «развития речи наших детей»
Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления,
показатель общего культурного уровня развития человека.
Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Работа в логопедических группах отличается от работы в массовых группах детского сада. В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
• Формирование правильного звукопроизношения;
• Развитие общей, мелкой (пальчиковая гимнастика, игры т. к учёными доказано, что развитие мелких движений кистей рук, пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга)и артикуляционной моторики (движений органов артикуляционного аппарата- губ, щёк, языка);
• Совершенствование фонематических процессов, умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции;
• Совершенствование грамматического строя речи;
• Обогащение, активизация словарного запаса речи;
• Развитие связной речи, которое предусматривает умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, пословицы, загадки;
• Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над темпом речи и постановкой правильного ударения в словах.
Вся работа проводится в логопедической группе в форме занятий со всеми детьми на подгрупповых занятиях и индивидуальной работе.
Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулку, свободную деятельность, повседневное общение, и ежедневный логопедический час во 2 й половине рабочего дня с 15 до 16 часов, выполняя с детьми упражнения по заданию логопеда.
Для детей нашей группы характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, несовершенство грамматических процессов, неумение составлять связный рассказ с полными, развёрнутыми предложениями. Конечно, следует понимать, что в рамках данного нарушения уровень речевого развития у всех детей разный.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не стоит думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребёнок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребёнка :
• Не ругать ребёнка за неправильную речь;
• Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• Осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия с логопедом и педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, выразительной.
Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра детьми телепрограмм взрослого содержания. Играйте вместе с ребёнком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.
Отмечу, что существуют определё нные правила работы в домашних тетрадях:
• Тетради забираются домой вечером, возвращаются утром с приходом ребёнка в группу;
• Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются карандашами;
• Весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родителям необходимо добиваться правильного и чёткого выполнения ребёнком задания, даже путём заучивания слов, предложений и т п. ;
• Задания должны быть прочитаны ребёнку;
• Все задания выполняются до конца.
Какие же положительные моменты в том, что Ваш ребёнок посещает
логопедическую группу?
• Коррекция звукопроизношения;
• Формирование грамотной, выразительной речи;
• Подготовка к обучению чтению;
• Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
• Усиленная подготовка к школе за счёт ежедневных, выстроенных по определённой системе, занятий по математике, развитию речи, подготовке к обучению грамоте, графике и специальных физических упражнений, эффективно влияющих на овладение графическими навыками;
• Индивидуальный подход к ребёнку.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребёнка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, на которые вы будете приглашены.
Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»
Для правильного выполнения заданий логопеда, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребёнку простые упражнения Артикуляционной гимнастики для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика проводится с ребёнком перед зеркалом. Ребёнок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, затем самостоятельно, а зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
- На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребёнка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность. Для правильного выполнения Артикуляционных упражнений родителям предлагается Презентация «Артикуляционная гимнастика» и зеркала по количеству присутствующих родителей.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры.
Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению
(сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки).
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово
(дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу
(летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).
В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,
по дороге в детский сад и т. д.
Заключительная часть.
В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру
«Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком.
(Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.