ирина осадчая
Родительское собрание «Капризы и упрямство детей-дошкольников. Причины их проявления» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Повестка:
1. Приветствие, психологический настрой на работу.
2. Беседа: Капризы и упрямство дошкольников. Кризис 3-х лет.
3. Заключительная часть.
Цель:
Установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей. Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.
Публикация «Родительское собрание „Капризы и упрямство детей-дошкольников, Причины их проявления“ в средней группе» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Приветствие, психологический настрой на работу
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас в этом зале. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме нашего родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Чтобы нам было легко и удобно общаться, у всех есть бейджики с именами. Листочки и карандашики помогут вам без труда записать вопрос или какую-то мысль и сможем это обсудить вместе.
Психологический настрой на работу: «Всё в твоих руках»
Притча
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».
Слова этой притчи подходят к нашей теме встречи. Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребенка, и какими вырастут наши дети. Именно комплексный подход-это значит вместе родители+педагоги поможет нам правильно выбрать методы и приёмы в воспитании и формировании личности наших ребят.
Итак, тема нашей встречи «Капризы и упрямство детей – дошкольников их причины проявление»
2. Основная часть.
Капризы и упрямство ребенка- это повод для беспокойства многих родителей. На самое обычное предложение - помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки - ребенок отвечает либо протестом, либо молчаливым неповиновением. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста.
Этот период в жизни ребёнка называется "кризисом трёх лет". Это самый трудный кризис. он связан с разрушением и пересмотром старых сторон отношений со взрослыми. ребёнок старается установить новые отношения выделением своего "Я".Со стороны взрослого требуется перестройка отношений. Если инициатива ребёнка не поощряется, постоянно наказывается, то появляются внешние кризисные явления, которые выражаются в отношениях со взрослым:
-негативизм
-упрямство
-страптивость
-своеволие
-протест-бунт
-деспотизм
-ревность
Все выше перечисленные явления отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
НЕГАТИВИЗМ-даёт негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого.
УПРЯМСТВО –ребёнок настаивает на чём-то не из-за того, что он хочет, а чтобы считались с его мнением. Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
СТРАПТИВОСТЬ- направлена не против конкретного взрослого, а против принятых норм воспитания, системы отношений в целом. Ребёнок всем недоволен что бы ему не предложили.
СВОЕВОЛИЕ-это гиппертрофированная реакция к самостоятельности. Всё хочет делать сам. Это вызывает дополнительные конфликты.
ПРОТЕСТ-БУНТ-характеризуется регулярностью конфликтов, постоянно воюет,недоволен всем.
ДЕСПОТИЗМ-это явление может проявитья, когда в семье растёт один ребёнок. пытается диктовать взрослому, что он будет делать, а что не будет.
РЕВНОСТЬ-это стремление к власти, проявляется в семье, где несколько детей. Всё решать должен "ОН".
О капризах мы не будем много говорить, т. к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
Примерно с 18 месяцев у детей начинается период упрямства и капризов. В 2.5-3 года наиболее проявляются упрямство и капризы. Так называемый "кризис трёх лет".К 4 годам эта фаза заканчивается.
В таких ситуациях главное быть терпеливыми и не поддаватья нажиму со стороны ребёнка.
Что делать родителям :
1. Что делать если упрямое поведение и капризы сопровождаются слезами:
• Необходимо посочувствовать ребенку и отвлечь его чем-то интересным и необычным. Но не нужно ругать ребенка за слезы или стыдить его за проявление слабости («Ты такой большой уже, а плачешь! Как не стыдно»)
• Не наказывать за плач. Агрессия родителей ранит ребенка сильней, чем физическая боль от шлепка. Если истерика случилась в общественном месте, не нужно стыдиться этого. У многих из наблюдающих за вами людей тоже есть дети и они бывали в подобных ситуациях. Особую боль доставляет не шлепок, а враждебность папы и мамы. Плач после шлепка становится отчаянным. Это реакция не на шлепок, а на враждебность. Во многих случаях родители на публике стыдятся плачущего ребёнка. Но стоит понять, что люди, которые слышат и видят вашего плачущего ребёнка, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу.
2. Что делать если у ребенка случилась истерика и он падает на пол, бьется руками-ногами, кричит, что есть сил?
• Некоторые дети быстро успокаиваются, если родитель оставляет его заниматься этим «делом», не проявляя эмоций в ответ. Здесь важен контроль над действиями ребенка, чтобы он ненароком не нанес себе травму.
• Другие, более упрямые дети будут «голосить» час-два, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Здесь необходимо пожалеть ребенка, обнять ему и показать свой миролюбивый настрой. А затем предложить что-то интересное.
• Если истерика случилась на улице, возьмите на руки, отнесите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть. Если истерика случилась в общественном месте, то возьмите ребенка на руки, говорите ему одну и ту же доброжелательную фразу многократно и спокойно. Затем постарайтесь увести дитя в более тихое место.
• Помните о юморе. Научите своего ребенка понимать шутки. Тогда вы сможете легко разрядить обстановку шутливыми фразами «Ой, да мы с тобой зря зонт не взяли, ты ведь сейчас нас ливнем зальешь»
3. Ребёнок просит купить игрушку (сладости, которую вы купить не можете.
• Вам придется объяснить, что всё купить невозможно. Сыграйте с ним в игру “Магазин”. Дайте ему игрушечные деньги и попросите сделать необходимые покупки. Когда деньги закончатся, и малыш больше ничего не сможет купить, он поймёт, что не всегда желаемое бывает доступным. Необходимо объяснить, что не всегда можно покупать все, что тебе хочется. Поиграйте с ним в игру. Дайте ребенку игрушечные деньги и отправьте в магазин, чтобы купить продукты. Пусть малыш поймет, что деньги могут закончиться
• Не сюсюкайте с ребенком и не открещивайтесь от его просьб, тогда он будет знать, что вы всегда сможете ему что-то объяснить и рассказать. Капризов и истерик в таком случае станет значительно меньше.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• достигнуто не своим трудом.
• не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
• из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
• за поступок, за свершившееся действие.
• начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
• очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
• уметь хвалить не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
• ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
• когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
• во всех случаях, когда что-то не получается ( пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
• после физической или душевной травмы ( пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
• когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.
• когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
• когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
• наказание не должно вредить здоровью.
• если есть сомнения, то лучше не наказывать ( пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
• за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
• лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
• надо наказывать и вскоре прощать.
• если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
• ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Как нами уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры.
Хорошо известно, что ребёнок пятого года жизни более самостоятелен, чем четырёхлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребёнок станет понимать требования окружающих.
Заключительная часть.
Притча о дереве терпения:
Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.
Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.
— Я был уверен, — сказал отец, — что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал:
— Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.
Педагог: Давайте и мы с вами научимся «не рубить с плеча», когда наши дети переживают сложные периоды своей жизни. И давайте наберемся терпения и мудрости, чтобы помочь их преодолеть
А теперь я предлагаю вам подойти к нашему дереву терпения и написать то, что у вас сейчас на душе (пожелания педагогам или другим родителям, возможно, послание своим детям)
Родители берут стикеры - листочки и пишут пожелания, а затем прикрепляют его на нарисованное на ватмане дерево.
Памятка.
На ваших столах памятки. Прочитайте их, пожалуйста. О каких секретах вы узнали впервые? С каким из выводов вы согласны, а с каким нет? Почему? Помогут ли вам эти рекомендации в преодолении капризов и упрямства у детей?
Памятка «Как справиться с капризами и упрямством».
Преодолеть капризы и упрямство можно если :
1. Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
2. Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».
3. Научат ребенка хотеть, т. е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
4. Будут развивать самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
5. Продумать стратегию поведения по отношению к ребенку. Вспомните светофор: красный цвет – строгий запрет, желтый – иногда можно, нов основном нельзя, зеленый – можно без ограничений.
6. Будьте последовательны и настойчивы. Если вы сказали «нет», не меняйте позиции.
7. Во время каприза можно попробовать отвлечь ребенка.
8. Не пытайтесь во время приступа каприза или упрямства что-либо внушать ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще больше взбудоражат.
9. Не сдавайтесь, даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
10. Быть примером для своего ребенка.