Света Бабенко
Консультация для родителей «Упрямство и капризы»
▼ Скачать + Заказать документы
Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5 – 3года в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда повторяется в среднем дошкольном возрасте – около 5лет. Капризность же обычно развивается, начиная, с 4лет и во многом определяет, поведение ребёнка в среднем, и даже старшем дошкольном возрасте. И упрямство и капризы – две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей социализации. Упрямство присуще сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающим своё мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями. Капризы же вызываются, в общем, теми же причинами, что и упрямство, но обычно свойственны чаще детям более зависимым от взрослых, более нуждающимся в тёплом эмоциональном контакте с матерью. Обычно они менее уверены в себе, не умеют отстоять свою точку зрения, не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьём. Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности» к капризу : если упрямый малыш проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу. У упрямого ребёнка всегда есть какое-то своё мнение, желание, цель, которой он добивается и отстаивает. Его излюбленное выражение: «Я хочу». У капризного ребёнка любимые слова «Я не хочу». Ему очень нравится быть в центре внимания, поэтому отказываясь от чего-то малыш практически, никогда не предлагает своего варианта. Разберёмся в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка. Развиваясь в обществе, ребёнок овладевает определёнными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Данный процесс носит название социализации, о чём говорится выше. Процесс сложный, далеко не всегда протекающий гладко. На развитие малыша в первую очередь сказываются особенности семьи- первого коллектива в жизни ребёнка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребёнку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка – вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в форме капризов или упрямства обязательно имеют в своём истоке не только особенности самого ребёнка – его характер, или нервной системы, привычки, но и особенности поведения взрослых членов семьи в первую очередь родителей. На упрямство детей жалуются, те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного, безоговорочного подчинения. Его отказ от повиновения они рассматривают как протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают ни - каких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт. Они вступают в сражение с ребёнком, никогда ему не уступают, стараясь, переупрямить и во что бы то ни стало, добиться подчинения, то есть применяют ту же тактику, что и ребёнок. Как правило, это ведёт лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребёнка. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребёнок иногда может «добиваться победы в этой изнурительной борьбе и постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера: он не с кем не считается, старается добиваться своего всегда, во всём и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, выраженное стремление, во что бы то не стало главенствовать в группе. К счастью это бывает достаточно редко. Гораздо чаще родителям строгим удаётся «сложить» так раздражающее их, упрямство», а заодно и развивающуюся личность ребёнка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате взрослеющий человек растёт покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым. Вот к чему приводит ранее «искоренение» упрямства чересчур строгими родителями. Первые проявления упрямства не случайно приходятся на возраст 2-3 лет. Именно в этот период у ребёнка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь мнение, не совпадающее с мнением родителей и пытается его отстаивать. Одним из способов настоять на своём является – упрямство – первая попытка самоутверждения. Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребёнка к правилам и нормам, принятом в человеческом обществе. Например: из чашки пьют, а стучать ею по столу или сбрасывать на пол нельзя, кошку можно гладить, но нельзя держать за хвост, книгу можно листать, рассматривать картинки, но нельзя рвать или вытирать ею лужу на полу. В общении со взрослым ребёнком уясняет и первые правила поведения с людьми можно рассчитывать на помощь взрослых, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем. Умелое поведение родителей помогает малышу научиться вести себя как положено дома, в детском саду на прогулке, у врача, в гостях, даё т овладеть навыками: самостоятельно есть, одеваться, проситься на горшок и т. д. Правильная организация взрослыми жизни ребёнка уменьшает вероятность появления нежелательных реакций, в том числе и упрямства. Одной из частных причин появление капризов и упрямства у малышей является отступление от привычного уклада жизни – нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только нормализуется обстановка исчезает и упрямство. Для этого надо хорошо представлять себе привычки, потребности и желания малыша, разумно их оценивать. Например: мама села его кормить не справа как он привык, а слева, да ещё предлагает незнакомое овощное рагу, причём сразу полную порцию. Так возникают споры из-за еды, которые перерастают в проблему. Или на стол ставится три сразу блюда: борщ, котлета с горшочком и компот – нельзя было ставить сразу три блюда. Другая ситуация: ребёнок отказывается, от всех блюд заявляя, «не хочу суп, ничего не хочу – начинаются уговоры, упрашивания подключаются все члены семьи – ложечку за папу, маму и так далее - лучше не предлагать множество вариантов или решительно лишить его обеда. В целом же для борьбы с капризами и упрямством необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом важно единодушие – твёрдо выработанная единая линия поведения всех окружающих ребё нка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека именно того кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием. Прежде всего, взрослым нужно изменить своёобычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой. Малыш хоть и с запозданием, усвоит что нельзя это нельзя, а надо -это надо и что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сформировать у ребёнка адекватные способы поведения – научить его хотеть что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить своё желание. Дома надо всемирно поощрять самостоятельность ребёнка, предлагать ему самому сделать что-то очень интересное, постирать бельё кукле и свои носочки, порадоваться какими они становятся чистыми, самому сложить книжки на полке – сказки со сказками, раскраски с раскрасками, самому построить гараж и поставить туда все машины, или убрать игрушки. При этом важно незаметно помогать ребёнку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам». Элемент самостоятельности воспринимается ребёнком как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и поддерживать убеждённость, что ему страшно повезло: когда ему разрешили самому поставить тарелку, полить цветы, покормить рыбок. Нужно приложить старше и преодолеть привычку всё делать за ребёнка и предлагать ему уже в готовом виде и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребёнка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остаётся на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, при настойчивом внимательном, педагогическом руководстве – цели вполне можно достигнуть. Для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребёнке бесполезно.