Приложение МААМ

Родительское собрание «Я все стараюсь делать сам»

Федорова Евгения
Родительское собрание «Я все стараюсь делать сам»
▼ Скачать + Заказать документы

Третий год жизни - период интенсивного развития у ребенка самостоятельности. Промедление в формировании этого качества приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все за них должны сделать взрослые.

Дети этого возраста стремятся к самостоятельности и могут быть самостоятельными, только если создать им для этого условия.

Темочки:

Для умывания подставьте скамеечку или табуретку, стол на которой малыш сможет достать кран; полотенце должно быть коротким, чтобы он легко мог им вытереться ; повесьте его на высоте, доступной для ребенка, чтобы он мог снят и повесить его сам. Умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции: вода не очень холодная и не затекает в рукава.

Для кормления лучше иметь маленькие, по росту ребенка, стол и стулья; найти доступное для него место хранения предметов сервировки стола: салфеток, посуды.

Ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся семья в сборе. В этом случае он, разумеется, ощущает значительность ситуации. Покажите ему пример культуры поведения за столом, не делайте замечаний при какой - либо его неудаче, неловком действии, незаметно помогите малышу, похвалите за самостоятельность и аккуратность.

В любом случае привлекайте ребенка к участию в приготовлениях к еде: предложите ему поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т. п. Выполнение этих действий создает у ребенка установку на прием пищи, положительно влияет на его аппетит. Участие малыша в приготовлениях к еде имеет и другую положительную сторону - приучает к труду и самостоятельности.

Ребенок к 3 годам может:

• есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила поведения за столом;

• спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо (однако не злоупотребляйте длинными паузами!);

• выразить свои просьбы словами («Подай, пожалуйста, салфетку», «Налей еще чаю»);

• говорить «спасибо» после еды.

К двум годам возрастает активность ребенка и в самообслуживании: он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите, ноги - в колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки, но все еще очень неумело. Однако вы можете заметить, как он проявляет упорство, чтобы наилучшим образом выполнить действие. Обязательно подмечайте прежде всего успехи малыша, не фиксируя внимание на его промахах, неудачах, тогда он обретет уверенность в себе, не будет бояться ошибок.

КЗ- 3,5 года ребенок может уже сам одеваться и раздеваться. Но некоторые родители ошибочно думают, что ему, еще такому маленькому, это не так уж и нужно. Мама сама сделает все быстрее и лучше, а вот когда он подрастет, то все придет само. И получается, что в 2 - 3 года, когда ребенок заявляет «я сам», мы ему не позволяем сделать того, за что в 5 - 6 лет будем упрекать: «Ты уже большой, одевайся сам». Ребенок же в ответ капризничает, требует, чтобы его одевали — раздевали, а самостоятельно все делает небрежно, плохо.

Вы, конечно, замечали, как вам малыш, застегивая пуговицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем телом. Безусловно, ему нелегко, ведь его пальчики еще так слабы и непослушны, а действия сложны и в то же время так интересны. И поэтому ему хочется с ними справиться самому!

Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия! Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.

Эти на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша:

- крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться, совершенствуется мелкая моторика кисти;

- развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем и «кинестетически», через «мышечное чувство»;

- ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять ошибки;

- развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.

Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для его успешного участия в любой продуктивной деятельности.

Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами - одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье, колготки, рубашку, а не снимает. Вот как ребенок действует с колготками: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно выворачиваются наизнанку. Если оба, то колготки, хотя бы и наизнанку, надеть потом будет несложно. А если один? Как их надеть? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа; раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.

Когда ребенок вырастит, он будет пользоваться и другими способами, но рекомендуемые нами ниже из — за своей простоты и доступности позволяют ему уже в раннем возрасте быть максимально самостоятельным.

Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы успешно подготовить их беспроблемное надевание? Прежде всего подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а также вешалка для верней одежды, расположенная на уровне его роста. Итак, снимаем колготки: - стоя, около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держа за резинку, малыш спускает их ниже колен;

- садится на стул;

- берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрели с ним, что на колготках есть пятка и носок);

- тянет поочередно чулки вниз.

Чтобы затем надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним щвом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх, то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя вещь в руках, как левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый - у правой. Теперь можно смело всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.

Мы неслучайно так подробно описали, как нужно снимать и надевать колготки. Обратите внимание, сколько надо совершить разных действий, которые не позволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. А ведь еще надо знать где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов.

Вдумайтесь, если мы, взрослые, тщательно продумаем все действия ребенка, то, безусловно, сумеем найти способ, как облегчить сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным. Ведь это нам легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды! А малышу?

Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно. За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.

На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавлять в нем стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним только чуть - чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать их «рисунок», то, что приводит к желаемому результату.

Обратите внимание: сначала действия совершается ребенком, лишь после неудавшейся попытки вы приходите ему на помощь. Причем не делая за него, а способствуя самостоятельному действию.

Проявите терпение! Очень скоро вы увидите, что ваш малыш справляется с одеванием и раздеванием все более самостоятельно.

Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремления к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Обыграйте действия ребенка. Например: «Тянем - потянем, вытянули ножку. Эту ножку - в этот домик, эту ножку - в другой домик» (надеваем туфли).

Все это сделает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например, расправьте платье на стуле: «Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это с самого раннего возраста малыша. Не думайте, что он и не понимает. По интонации голоса, по движениям ваших рук ребенок эмоционально сумеет уловить ваше отношение к происходящему.

Итак, ваш малыш к 3 годам:

- охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается, не капризничает, требуя, чтобы за нег что — либо сделали вы;

- стремится к активности «Я сам!», не позволяет вам сделать то, что он умеет;

- знает место каждой вещи и складывает ее определенным способом;

- бережно обращается с вещами, аккуратно ставит, вешает на место.

Все это результат того, что вы, любя своего малыша, правильно себя вели:

- проявили терпение, внимание и доброжелательность;

- отвели специальное время для процессов самообслуживания и сделали их самоценным событием жизни ребенка;

- для каждой вещи определили постоянное место, способ хранения и действия с ней;

- оказывали помощь только в тех случаях, когда ребенок еще не мог справиться сам, руководствуясь правилом «Я помогу тебе сделать самому»;

- хвалили ребенка только тогда, когда он достигал результата, прилагая усилия, делая что - либо с определенным напряжением;

- замечали любое новое действие, освоенное ребенком, и хвалили его за самостоятельность;

- выражали своим поведением бережное отношение к вещам.

Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни. Оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности.

Желаем вам успехов и терпения!

Публикации по теме:

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Родительское собрание «Что такое логопункт?» Родительское собрание «Что такое логопункт? 1 слайд Здравствуйте уважаемые Родители, меня зовут Наталья Алексеевна. Я являюсь учителем-логопедом.

Родительское собрание «Что такое математика?»Родительское собрание «Что такое математика?» Родительское собрание «Что такое математика?» воспитатель Радостева Н. М. Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Я все стараюсь делать сам»
Опубликовано: 27 декабря 2024 в 19:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Я все стараюсь делать сам»» (включая файлы) размещена пользователем Федорова Евгения (УИ 3518133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД