Наталия Сушицкая
Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая готовность ребенка к школе»
Возрастная категория: подготовительная к школе группа.
Цель: сформировать представление у родителей о понятии «психологическая готовность ребенка к школе».
Публикация «Родительское собрание „Психологическая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:
-Формировать у родителей представление о проблемах психологической готовности к обучению в школе и путях их решения.
- Дать практические советы и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
-Активизировать интерес у родителей будущих первоклассников.
План проведения общего родительского собрания
1. Что такое психологическая готовность ребенка?
3. Каким образом можно узнать, что ребенок готов или не готов к школе?
4. Практические рекомендации родителям будущих первоклассников – как лучше адаптироваться к школе? (памятки)
5. Буклеты для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
«Психологическая готовность ребенка к школе!»
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями. И часто у родителей возникают вопросы, что же должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения и что такое психологическая готовность к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психологического развития :
1) Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.
2) Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.
3) Эмоциональная готовность.
4) Коммуникативная готовность.
Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.
Интеллектуальная готовность
Часто родители думают, что интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается только в умении считать, писать, читать, но это конечно же далеко не так, это лишь навыки, которым мы можем научить нашего ребенка.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
У ребенка в первую очередь должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, умение думать, анализировать, делать выводы.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важен все-таки не объем знаний дошкольника, а качество его знаний.
Важно учить не читать, а развивать речь.
Важно не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Следующий компонент — это мотивационная готовность ребенка к школе. Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться.
У ребёнка, поступающего в школу, должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, и желание научиться чему-то новому.
Ведь даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, достаточного интеллектуального развития, ему будет трудно учиться, если у него не будет сформирована именно внутренняя позиция школьника,
Что нужно делать родителям чтоб сформировать мотивационную готовность к школе!
Родителям важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять.
Можно рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи. Обязательно читать вместе с ребенком книги о школе. Рассказывать о школьных порядках. Можно сходить с ребенком на экскурсию по будущей школе, и показать ему где он будет учиться.
Т. е. положительно правильно с мотивировать ребенка на учебную деятельность.
Эмоционально волевая готовность ребенка к школе
Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Эмоционально-волевая готовность, включает в себя: -умение сосредотачиваться,
-управлять своими эмоциями,
-способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо,
-контролировать свои действия.
В психологии это называется «произвольным поведением» т. е. ребенок должен уметь контролировать свое поведение и эмоции.
Если эмоционально волевая готовность ребенка не сформирована, то ребенок
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий, не умеет работать по правилу, не умеет работать по образцу, нарушает дисциплину.
Формированию этих эмоционально волевых качеств поможет игра!
Здесь очень хорошо играть с ребятишками в настольные игры, или в активные игры по правилам!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Это все благоприятно сказывается в итоге эмоционально волевых качествах.
Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу.
Ему конечно нужно помочь!
Коммуникативная готовность
Здесь конечно ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации.
-Ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых.
- Ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания педагога.
- Ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо.
Конечно у ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Ему необходимо дать возможность самому учиться устанавливать контакты с окружающими его людьми, например, на детской площадке, в магазине. Показывать на личном примере, объяснять, как нужно себя вести в определенных местах.
Сейчас мы с вами посмотрим портрет психологически не готового к школе ребенка.
Психологически не готовый к школе ребенок
• Бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»).
• Чрезмерная игривость, непоседливость, крикливость.
• Трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса).
• Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше).
• Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие.
• Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, проявляет мало инициативы.
• Не может включиться в общий режим работы класса.
Конечно такому малышу будет намного сложнее адаптироваться к школе, и привыкнуть к новым для него условиям. Тут родителям нужно хорошо подумать или отдавать ребенка в первый класс или все-таки получше подготовить в течении еще одного года к школьному периоду.
Психологически готовый к школе ребенок
• Готов к общению и взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками
•
• Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний,
• понимает основные закономерности
• Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами)
• Умеет контролировать эмоции и поведения
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе,
а образуется постепенно:
Через игру.
Через труд.
Через общение со взрослыми и сверстниками.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми.
Играть в развивающие игры.
Слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, тем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет адаптироваться.