Пуденкова Наталья Ивановна
Родительское собрание — круглый стол «Посеять в детских душах доброту»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание - Круглый стол
в старшей группе
Тема «Посеять в детских душах доброту»
Ход собрания
Воспитатель 1: Сегодняшнее собрание мы посвящаем теме доброты не случайно. В последние годы добро, доброта постепенно исчезают, а жестокость, реальность сегодняшнего дня заставляет людей смириться и меньше улыбаться. Люди не задумываются над тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции. У родных и близких людей катастрофически не хватает времени обнять, приласкать, послушать друг друга. В результате среди детей устанавливается демонстративное и вызывающее, по отношению ко взрослым, поведение; проявляется жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Эта тема актуальна на сегодняшний день тем, что мы, взрослые, объединившись, должны научить детей быть милосердными, уметь сострадать, и оценивать такие человеческие качества, как доброта, дружба, милосердие, простому человеческому общению друг с другом.
Публикация «Родительское собрание — круглый стол „Посеять в детских душах доброту“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Воспитатель 2: Итак, разговор сегодня будет о доброте. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».
Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых чувств? Над этим вопросом задумывались многие учёные, педагоги, да и просто люди. Остаётся этот вопрос актуальным и сейчас. Вы согласны с нами?
Что же необходимо знать и выполнять, чтобы научить детей быть добрыми?
В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В детский сад приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые и открытые, простые, любящие все живое.
Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Пример во всё м: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, наличие в доме общих домашних любимцев и забота о них. Ведь отзывчивость и сострадание, желание помочь, поддержать в трудную минуту - основа воспитания доброты в ребёнке. Трудно привести к добру нравоучениям – легко примером.
Для воспитания у ребёнка добрых чувств необходимо правильно оценивать его поступки. Всегда надо подмечать всё хорошее, что сделал малыш и похвалить его за это. Если ребёнок оступился – необходимо напомнить ему, что такой хороший, умный человечек, не должен поступать плохо не подумав.
Воспитатель 1: Давайте обсудим такие вопросы: Что такое доброта? Что значит – “добрый человек”? (ОБСУЖДЕНИЕ)
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Дети, как правило, понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Воспитатель 2: Что значат слова “добрый”, “добренький”? Как вы понимаете, слова “Добро должно быть с кулаками”? (ОБСУЖДЕНИЕ)
Итак, “добро должно быть с кулаками”. Другими словами, это можно выразить так: добро должно быть деятельным, сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
А как вы понимаете, смысл пословицы “За добро добром платят”? (ОБСУЖДЕНИЕ)
Действительно, за добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же.
Воспитатель 1: А теперь, пожалуйста, подумайте. Как научить человека чувствовать и понимать другого человека? (ОБСУЖДЕНИЕ)
Ребенок – это подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу.
Дети тянутся к добрым людям. Им нравится находиться рядом с ними, играть с детьми, которые не обидят их. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких, - это и будет проявлением доброты.
Взрослый помни!
Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Попробуй и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет тебя. Старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
Тренинг
Воспитатель 2: А сейчас в качестве разминки, мы проведем небольшой тренинг.
Давайте встанем все в небольшой круг. Любите ли вы когда вас называют ласково? Давайте представим, что эта кукла ваш ребенок - назовите его ласково!
Скажите, вам сложно было подобрать нужное слово? Ребенку, парой, тоже бывает сложно сказать, поступить “правильно”, что называется совершить добрый поступок. Особенно, если дома постоянно говорят: “Давай сдачу!”.
Воспитатель 1: Так вот, существует три понятия доброты
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдет мимо зла и не поспешит сделать добро.
Доброта активная, когда человек совершает добрые дела. Но тоже проходит мимо зла.
Созидательная – самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека, который поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одним человеком другого, он способен бороться со злом.
Воспитатель 2: А теперь послушаем, как понимают доброту наши дети. Послушайте, что они рассказывали.
(Воспитатель включает аудиозапись)
Современных родителей трудно увидеть с книгой. Они предпочитают телевизор или компьютер, планшет. А между тем, совместное чтение – прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться.
Расскажите, какие книги о доброте и дружбе вы читаете своим детям.
Родители обмениваются опытом. Если затрудняются, воспитатель обращает внимание на выставку книг по теме собрания.
Воспитатель 1: И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье? Все ли мы делаем для того, чтобы помочь взойти в детских душах семенам чуткости и добра? В этом нам поможет рубрика «Острое блюдо».
Воспитатель предлагает обсудить несколько ситуаций. Ситуации написаны на «сердечках».
1. «Куда прёшься, весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол… Вернись, говорю!» — кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?
2. «…На глазах у родителей мальчик, выйдя из группы, ударил девочку по голове.
- Ты что делаешь? – возмущенно крикнула мать мальчика. Ручка-то у тебя заболит.
- Разве можно так мальчик? – со всех сторон послышалось.
- А пусть не плюется! – с искренней убедительностью в правоте содеянного ответил тот.
- Видите? – воодушевившись ответом сына, женщина обратилась уже к людям. - Он защищался! Правильно сынок, не давай себя в обиду. Следующий раз не плюнет.
А как поступили бы вы? (Обсуждение)
3. «Как-то в морозный вечер пришлось долго ждать автобус. На остановке мерзла мать с двумя детьми – 4-летним мальчиком и 5-летней девочкой. Девочка с гораздо большим мужеством переносила холод. Хныкал и плакал мальчик. В руках у девочки была кукла, у мальчика – пистолет. Когда девочка начинала хныкать, мать говорила ей: «Смотри, как замерзла твоя Катя, закутай её получше». Девочка спасала от мороза куклу и забывала о себе. Предложение пострелять никак не могло отвлечь мальчика от собственных ощущений».
Можно ли применить утверждение В. А. Сухомлинского «Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать» к данной ситуации?
4. «Наташа, придя из детского сада, рассказала, что Карина, её подруга, лежит в больнице. В выходной день мама напомнила Наташе об этом. Шёл дождь, и Наташе не очень хотелось идти. Мама собрала гостинцы и стала собираться.
-Ты куда? – спросила девочка.
- В больницу, навестить Карину.
Дочь тоже оделась и пошла за матерью. Карина очень обрадовалась приходу Наташи, которая ей рассказала о жизни группы. Из больницы Наташа шла возбужденная. Собиралась в следующий раз принести Карине две интересные книги с картинками.
- А если дождь будет? - спросила мама. Девочка ничего не ответила, только крепко прижалась к её руке.
Дала ли урок доброты мать своей дочери? Как она это сделала?
Почему дочь прижалась к руке матери?
Захочется ли Наташе снова принести радость другому?
Воспитатель 2: Ну что ж, а у нас на очереди еще один конкурс, который называется «Собери пословицу»
Воспитатель предлагает родителям собрать разрезанные на части пословицы и зачитать.
Кто добро творит, тому зло не вредит.
Добрый привет и кошке приятен.
Добрый человек в добре живет век.
Добро сеять, добро и пожинать.
Предлагаю вам поиграть -
(Перед родителями лист бумаги, на котором им предлагается обвести правую руку и написать на каждом пальце ласковые слова, на пальцах левой руки – слова, которыми ругаете детей.)
- Думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту.
А родительская любовь учит ребенка быть внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки.
- Вы служите для ребенка авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его.
- Добрые чувства закладываются с детства. Это восхищение красотой окружающей природы, забота о людях и животных.
Воспитатель 1:
Воспитатель читает стихотворение «Ласка» Маклавы Мревлишвили (детская писательница, поэтесса, прозаик) :
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
В мире без ласки – знайте,
Слезы, дожди, озноба.
Детям и взрослым — знайте,
Ласка нужна — не злоба.
Нужно, чтоб ласка смело
Людям в глаза светила,
С солнцем сочилась в тело,
Камни желчи пробила!
Корень теряет краски,
Если напиться нечем,
Так человек без ласки-
Он опускает плечи.
Как скопидом монеты
Ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом
Вечно светить нам будет.
Воспитатель 2: В заключении хочется пожелать вам взрослые оставаться в душе детьми, для лучшего понимания своих чад. Сделайте свой мир и мир своих детей добрее и красочнее. Делайте чаще семейные домашние яркие праздники. Наполняйте свой дом светом от детских улыбок и смеха.
Решение родительского собрания :
1. Чаще хвалить и поощрять своего ребенка.
2. Считаться с чувствами и переживаниями ребенка.
3. Не использовать физические наказания в отношении ребенка.