Екатерина Птицына
Родительское собрание «Итоги адаптации. Особенности развития детей 1,5–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
«Итоги адаптации.
Особенности развития детей 1,5 – 3 лет».
Уважаемые родители, спасибо за то, что нашли время прийти на наше собрание!
Я предлагаю вам немного побольше узнать друг о друге. И поможет нам в этом «волшебный клубок ниток». Начало нити я обмотаю вокруг своего пальца и передам дальше. Затем вы по очереди обматываете нить вокруг своего пальца, представляетесь, говорите кратко о своем ребенке (как зовут, что любит) и затем передаете клубочек следующему.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Итоговые родительские собрания
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Теперь мы все соединены ниточкой, но не простой ниточкой, а нитью, которая будет нас связывать на протяжении всех лет, пока дети будут ходить в детский сад.
Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья детей!
А теперь с хорошим настроением перейдем к серьезным вопросам.
Период адаптации - сложный период для ребенка, и для его родителей, которые переживают за него. Наверное, многие из вас, отправляя ребенка в садик, думали, как же его здесь встретят, какой попадется воспитатель и найдет ли он подход к вашему ребенку, понравится ли малышу в детском саду. Многие надеялись, что детский сад в чем-то поможет вам, повлияет на ребенка наилучшим образом. Наши детки посещают детский сад все – таки не так давно, но давайте подумаем, изменился ли ваш ребенок за это время? И если изменился, то в какую сторону – худшую или лучшую?
Задание «Разноцветные круги».
«У вас на столах лежат кружочки 3 цветов – красный, жёлтый и голубой. Выберите красный кружок те, кто считает, что ребёнок стал хуже после того, как стал посещать детский сад – напишите коротко (прямо на вашем круге, чем именно хуже) Голубой кружок выберут те, кто не заметил особых изменений в своём ребёнке, в таком случае напишите кратко о том, каких изменений вы хотели бы в будущем. Ну, а жёлтый кружок возьмут те, кто заметил положительные изменения в своём ребёнке – и напишут нам, что же это за изменения».
Родители выбирают кружочки и заполняют их, далее им предлагается опустить круги в «коробку обратной связи» (коробочка с прорезью на верхней крышке).
Большинство детей справились с изменениями в жизни. Но задача родителей – оставаться спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.
После преодоления трудностей поведение ребёнка нормализуется, он вернёт себе утерянные в острый период достижения и начнёт демонстрировать новые знания и умения.
Большинство современных родителей особое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. При этом часто многие из них довольно слабо представляют, какое поведение характерно для каждого возраста ребенка, что можно считать нормой, а что должно насторожить. А ведь каждому возрастному периоду присущи свои отличительные признаки:
*особенности поведения со сверстниками;
*особенности взаимодействия с родителями;
*ведущая деятельность (прежде всего та, благодаря которой происходит развитие);
*личностные качества, которые закладываются именно в этот период.
Рассмотрим особенности детей в возрасте до 2,5-3 лет - этот период называется «раннее детство», ведущая деятельность - манипулятивная.
Раннее детство – период, когда ребенок активно познает и исследует окружающий его мир.
Дети раннего возраста редко играют с игрушками, скорее, их привлекает все, с чем играют взрослые: краны в ванной, посуда, компьютер, телефон, папины инструменты, дедушкины газеты, мамина косметичка… В норме ребенок в данный период очень любопытен и иногда похож на обезьянку, копирующую окружающих взрослых, старших братьев и сестер, чем бы те ни занимались.
В подобной исследовательской деятельности закладываются такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, любознательность. Но происходит это только в том случае, если рядом находится взрослый, понимающий особенности данного возрастного этапа и создающий благоприятные условия для исследовательской самостоятельной деятельности.
Для начала представим, что происходит «внутри» ребенка. Ребенок увидел (услышал, ощутил) то, что его заинтересовало. Это порождает в теле импульс к движению к этому манящему предмету или явлению. Далее ребенок исследует заинтересовавший его объект разными способами и, насытившись, переключается на другой. В чем здесь нужно участие взрослого?
1. Создание безопасной и интересной среды.
Все представляющие угрозу и важные вещи перемещают туда, куда ребенок не может дотянуться. Для поддержания его интереса игрушки можно разложить в разные контейнеры, распределив их по темам: животные, люди, машинки, конструктор, интересные на ощупь предметы и т. д.
2. Поддержка исследовательского импульса ребенка.
Иногда ребенку требуется помощь, чтобы куда-то залезть, а порой нужно просто ощущение, что взрослый рядом, но не вмешивается, если не надо.
3. Поддержка в трудных ситуациях.
Когда что-то не получается или ребенок упал, поддержка взрослого состоит в том, чтобы утешить и показать, как сделать иначе то, что не получается. Так формируется уверенность в себе и самостоятельность. Ребенок на телесно-эмоциональном уровне ощущает, что даже если в процессе делания возникнут сложности - это не страшно, всегда можно найти другие варианты. Все эти ощущения закладываются именно в данном периоде благодаря взрослому, находящемуся рядом с ребенком, конечно, если он действительно радуется и одобряет активную деятельность ребенка по исследованию окружающего мира и своих возможностей взаимодействия с ним.
Вывод: поддерживающие родительские действия при формировании жизненно важных качеств ребенка:
*поощрение исследовательских тенденций ребенка, создание безопасной среды с необходимым минимумом ограничений - для воспитания любознательности;
*искренний интерес к тому, чем ребенок хочет поделиться; поддержка в играх, в которых он стремиться подражать взрослым (мытье посуды, подметание) - для формирования уверенности в себе;
*принятие ребенка, сочувствие ему и оказание помощи в проблемных ситуациях, совместный поиск выхода из них - для формирования умения просить и принимать помощь.
Признаки неблагополучия в развитии ребенка.
Для взрослых сигналом к тому, что в этом возрасте что-то идет не так, должно стать поведение ребенка, когда он:
*не проявляет познавательной активности, тревожится, если попадает в новые места или ему предлагают новую деятельность;
*постоянно закатывает истерики, в деятельности предпочитает разрушение, раскидывает вещи, может вырваться и убежать туда, где опасно, хотя уже знает, что это опасно.
Такие признаки часто проявляются, когда взрослые слишком ограничивают ребенка в его исследовательских порывах, когда они относятся к происходящему с тревогой и раздражением, причем неважно, высказывают они это или нет. Дети считывают происходящее на телесно-эмоциональном уровне и моментально, как маленькие зеркала, показывают взрослым их самих.
Другая причина появления вышеуказанных признаков - взрослый, находящийся рядом, абсолютно игнорирует ребенка. Тогда вызывающее поведение становится порой единственным вариантом привлечения внимания. Нужно понимать, что в этом возрасте (в отличие от следующих) ребенок ничего не делает назло. И если мама появляется, к примеру, только на звук разбившейся тарелки - ребенок впитывает послание: он интересен, когда что-то разобьет или сделает не так. Главными людьми для детей продолжают оставаться родные и близкие. Поэтому спокойное отношение и внимание ребенку - залог адекватного развития.
Еще один признак неблагополучия: ребенок подолгу не ходит в туалет по большому. Стесняется, прячется и какает в трусики. В этом возрасте ребенок часто воспринимает данный процесс как собственное творчество: это то, что сделал он сам. И если взрослые вокруг воспринимают это негативно или ругают его за то, что он делает это неправильно, то он принимает решение о том, что лучше бы этого не было вообще (отсюда – сдерживание, или прячется, чтобы никто не увидел.
Деструктивное поведение родителей :
введение большого количества ограничений в исследовательскую деятельность ребенка, наказание или выражение недовольства по поводу такой деятельности;
постоянное недовольство тем, что ребенок делает что-либо не так хорошо, по мнению родителей, игнорирование того, чем он хотел бы поделиться;
жесткий запрет на деятельность, из-за которой ребенок столкнулся с той или иной проблемой. Наказание ребенка или полное игнорирование его просьбы о помощи.
Находясь в саду чаще всего дети не могут реализовывать большинство своих импульсов – не потому, что с ними плохо обращаются, а потому, что это невозможно в рамках сложившейся системы воспитания, при которой сложно учитывать потребности каждого ребенка. Так что в конце дня таких нереализованных движений в теле накапливается довольно много. В связи с этим после детского сада желательно погулять на площадке или в таком месте, где ребенок может попрыгать, полазить, разрядить напряжение. В противном случае все это выльется дома в истерики или повышенную двигательную активность.
Упражнение «Салфетка»
Цель: показать, что каждый ребенок не похожего ни на кого; он – индивидуальность, принятия таким, какой он есть.
Каждому участнику собрания дается салфетка. Салфетку предлагается сложить в два раза.
Затем психолог просит выполнить следующие действия: оторвать правый верхний угол, затем нижний левый угол салфетки, разные кусочки, на выбор участников. Затем разворачивают салфетку.
Все дети разные, но все мы должны жить в мире и согласии, принимать каждую индивидуальную личность.
Все зависит от родителей и воспитания в семье.
Я желаю вам здоровья, мудрости, любви
и мира в доме, в сердцах!