Наталья Геращенко
Родительское собрание «Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы по ФГОС ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения:круглый стол
Цели : ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет) ;задачами воспитания и обучения ; особенностями и условиями образовательной работы в старшей группе.
План проведения:
1. Вступление. Упражнение "Мы такие разные".
2."Старший возраст -какой он?".
Публикация «Родительское собрание „Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы по ФГОС ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
3. Тест "Я и мой ребёнок".
4."Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе.
5. Дискуссия "Чему должны научиться дети к концу учебного года?"
6. Наше расписание.
7. Наш режим дня.
8. Совместное изготовление газеты " Мы вам желаем. " (родители детям).
9. Анкета для родителей "Ваша оценка работе МБДОУ".
Родительское собрание
в форме круглого стола в старшей разновозрастной группе.
«Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей и подготовительной группы по ФГОС ДОУ».
Воспитатель : Геращенко Н. Ю.
9 сентября 2016 г.
Я предлагаю вам начать нашу встречу с простого упражнения. Перед вами лежат салфетки. Они совершенно одинаковы: по цвету, форме, размеру, фактуре, количеству. Предлагаю выполнить с салфеткой действия, по моему словесному указанию:
положите салфетку перед собой;
оторвите правый верхний угол;
теперь, оторвите левый нижний угол;
отрываем правый нижний угол;
отрываем левый верхний угол.
Складываем салфетку по диагонали и продолжаем эту последовательность, пока она будет возможна.
Теперь раскроем салфетку и посмотрим, что у нас получилось?
-На что похожа ваша салфетка?
Я с вами согласна - на снежинку.
Посмотрите, есть ли совершенно одинаковые снежинки?
- Как вы думаете, почему? Ответы родителей.
Приходим к выводу, что одинаковых снежинок нет, потому, что каждый отрывал по - своему: больше, меньше, под разным углом.
Наши дети тоже все разные и они повзрослели еще на один год. Скоро в школу. Как сложится обучение ребенка в школе, во много зависит от нас с вами.
С первых дней школа предъявит ребенку «правила для обучающихся», которые ребенок обязан выполнять.
Поэтому, уважаемые родители, обратите серьезное внимание на воспитание у детей :
а) послушания;
б) сдержанности;
в) вежливого отношения к людям;
г) умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.
«Старший дошкольный возраст – какой он?»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.
Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания : они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.
Дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 20 минут, как в средней группе, а 25-30 минут.
У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать как в детском саду, так и дома.
Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д.) .
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Родители являются примером для детей, поэтому, если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Выделяем 5 основных принципов влияния родителей на ребенка.
1. Родители являются основным источником жизненного опыта.
2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.
Причиной серьезных нарушений поведения детей являются :
Борьба за внимание
Борьба за самоуважение
Потеря веры в собственный успех
Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными.
Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Могу и всегда так поступаю - А
Могу, не всегда так поступаю - Б
Не могу - В
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все
свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты?
1. В любой момент оставить все
свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты?
9. Всегда удерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как
захочет и не во что не вмешиваться?
12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
13. Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
ИТОГО:
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» оценивается в 2 очка.
Ответ «В» оценивается в 1 очко.
Результаты теста
От 30 до 39 очков. Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживае-тесь прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.
От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. По-рой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склон-ны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект. Следу-ет задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.
Менее 16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Уважаемые родители, посещая группу, участвуя в ее деятельности, вы имеете возможность больше узнать об интересах, пристрастиях, некоторых причинах поведения своего ребенка.
У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов его семьи принимает участие в жизни детского сада, даже если оно носит редкий и непродолжительный характер.
Осознавая ценность активного участия родителей в жизни группы, мы ждем вас в качестве партнеров, участников, содеятелей!
В этом учебном году мы продолжаем работать по программе «От рождения до школы». На основе этой программы я составила программу на старшую разновозрастную группу.
Всё содержание работы основывается на образовательных областях. (слайд)
• Здоровье;
• Физическая культура;
• Социализация;
• Труд;
• Безопасность;
• Познание;
• Коммуникация;
• Чтение художественной литературы;
• Художественное творчество;
• Музыка.
Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение задач :
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач :
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ;
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение задач :
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение задач :
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Содержание образовательно области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение задач :
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способы поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач :
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач :
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устно речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач :
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных преставлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение задач :
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) ;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение задач :
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Дискуссия «Чему должны научится дети к концу года»
Все перемешивается в корзинке. Каждому родителю предлагается вытянуть 1 листочек с вопросом: зачитать его вслух и ответить, ориентируясь на наблюдения за собственными детьми.
Вопросы для родителей :
1. До скольки ваш ребенок может считать?
Умеет ли он правильно соотносить цифру с количеством предметов?
Знает ли состав чисел в пределах 10?
Умеет ли составлять и решать задачи?
2. Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку, ногу? Как вы думаете?
3. На ваш взгляд, ваш ребенок ориентируется в частях суток?
4. Высказывает ли ваш ребенок желание послушать определенное литературное произведение?
5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?
6. Ваш ребенок активно сопровождает речью свою деятельность (в игре, быту)
7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к живым рыбкам, растениям?
8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию?
9. Может ли ваш ребенок правильно назвать домашних и диких животных и их детёнышей, место их обитания?
10 Знает ли народном декоративно-прикладном искусстве?
11. Может ли ваш ребенок правильно, разыгрывать обрывки из знакомых произведений? Расскажите из домашних наблюдений?
12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал, предмет по контуру?
13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду деятельности?
14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? На ваш взгляд? Что лепит дома? Что лепит дома?
15. Как вы думаете, научился ли ваш ребенок правильно и аккуратно принимать пищу?
16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет придумать слово на заданный звук?
17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика?
18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).
19. Может ли рассказать о Родине, исторических памятниках?
20. Что ребёнок знает о планете Земля, о космосе?
После каждого высказывания одного родителя об умениях детей прошлого года, педагог комментирует задачи обучения детей уже старшего возраста.
Примерные комментарии педагога.
- в старшей группе дети будут учиться считать в пределах 10 (может и дальше);
- будут уметь правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- дети 5-6 лет будут учиться сравнивать предметы на глаз (по ширине, высоте);
- в сравнении с прошлым возрастным этапом, дети будут размещать не 3-5 предметов, а 7-10 предметов в порядке возрастания и убывания;
- будут знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;
- дети старшей группы смогут назвать текущий день;
- будут учиться определять жанр произведения: учится запоминать любимых детских писателей, будем побуждать интерес детей к объемным произведениям (которые читаются по главам);
- старшие дошкольники будут учиться читать по ролям стихотворения и драматизировать небольшие произведения.
«Наше расписание»
«Наш режим дня»
В заключении процитирую слова Ушинского.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие, изменения ребенок видит и чувствует".
Изготовление газеты «Мы желаем вам»
Для того, чтобы мы могли уделить большее внимание тем или иным проблемам, прошу вас ответить на вопросы анкеты
Уважаемый родитель!
Для нас очень важно Ваше мнение о работе детского сада.
1. Устраивает ли Вас работа нашего детского сада?
• устраивает полностью;
• устраивает частично;
• не устраивает совсем.
2. Ваш ребенок ходит в детский сад
• с удовольствием;
• через силу;
• чаще с удовольствием;
• редко с желанием.
3. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?
• устраивает полностью;
• устраивает частично;
• не устраивает совсем.
4. Как Вы считаете? Дети в детском саду
• получают интересные знания и навыки культурного поведения;
• получают, но недостаточно;
• не получаю ничего нового;
• получают вредную информацию;
• затрудняюсь ответить.
5. Ваша осведомленность о работе детского сада
• полная;
• частичная;
• вообще не имеете информации;
• предпочитаете не иметь информации, так как она меня расстраивает.
6. Информацию о детском саде Вы приобретаете
• из наглядной агитации детского сада;
• со слов других родителей;
• от воспитателя;
• на собраниях;
• от заведующей;
• не получаете.
7. Спокойно ли Вы уходите на работу, оставив ребенка в детском саду?
Оставьте, пожалуйста комментарии и предложения по работе детского сада.
Благодарим за участие!